Рыбы

Сперме лосося нашли новое применение. Из нее будут делать экологичный пластик

30 ноября 2021
26672724588_ffe534c0c0_c.jpg
Фото: USFWS Pacific Southwest Region
salmon.jpg
Фото: Gillfoto/Wikipedia
Китайские ученые не перестают нас удивлять.

Сушеная молока (сперма) лосося стала объектом научного внимания много лет назад. Еще в 1869 году из нее была выделена нуклеиновая кислота, и ученые принялись искать ее практическое применение. Важное открытие совершила группа японских исследователей в 2015 году: изучая процесс адсорбции частиц металла, они обратили внимание на важную роль фосфатных групп. А поскольку ДНК спермы лосося насыщена фосфатами – оказалось, что материалы на ее основе отлично справляются с извлечением из руд редкоземельных металлов.

Американские ученые предложили делать из лососевой спермы солнцезащитный крем: оказалось, что пленка с концентрацией натриевой соли ее ДНК защищает от излучения. А недавно ученые из Китая изобрели новый экологически чистый и биоразлагаемый пластик, взяв из лососевых молок две короткие нити ДНК. Их объединили с химическим веществом на основе растительного масла, и в результате получился мягкий гидрогель. Ему можно придать любую форму, а твердым предмет станет благодаря сублимационной сушке. Исследователи уже создали таким образом чашку, кусочки пазла и молекулу ДНК.

Когда вещь больше не нужна, ее можно переработать: для этого нужно будет погрузить предмет в воду и снова превратить в гидрогель, пригодный для повторного использования. Пластик нового типа легкий, прост в изготовлении и производит на 97% меньше выбросов углерода по сравнению с аналогом.

Семенные железы рыбы востребованы в кухне многих народов, и на рыбных фермах давно научились их добывать. Готовому к оплодотворению самцу просто надавливают на брюшко и сцеживают сперму. Для того, чтобы он не чувствовал боли, его предварительно помещают в анестетик. И хотя этот процесс отлажен – полностью заменить весь пластик на планете таким образом вряд ли удастся.

Но в качестве сырья может использоваться не только ДНК спермы лосося. По самым скромным оценкам, в современной экосистеме присутствует около 50 миллиардов тонн ДНК. Это означает, что производить экологически чистый пластик можно из любых источников.

Рыба