Рыбы

Почему они светятся? У кошачьих акул обнаружен уникальный механизм флуоресценции

National Geographic Россия
13 августа 2019
Scyliorhinus retifer
Такого механизма нет больше ни у одного животного.

Биофлуоресценция (способность поглощать и повторно излучать свет от внешнего источника) свойственна многим видам животных, в том числе хамелеонам, лягушкам, скорпионам, черепахам, медузам и другим многочисленным обитателям океана.

Этот механизм работает за счет зеленого флуоресцентного белка (GFP) или белка, связывающего жирные кислоты (FABP). Но цепной акулы Scyliorhinus retifer и набухающей акулы (Cephaloscyllium ventriosum), относящихся к виду кошачьих акул, биофлуоресцентное свечение создается уникальным химическим путем.

У данного вида акул свечение производится бромированными метаболитами триптофана-кинуренина, которые обнаруживаются только в более светлых частях их узорчатой кожи. У других позвоночных эти метаболиты чаще всего находятся внутри костей, что не позволяет реализовать их флуоресцентные свойства.

В голубом свете, который преобладает на глубине обитания акул, их кожа светится ярко-зеленым. Ученые предполагают, что флуоресценция светящихся акул необходима им для внутривидового взаимодействия, а бром-кинуренины также могут защищать их кожу от донных бактерий.

Самолёт