Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Генная инженерия оставит мух-вредителей без потомства

25 августа 2014
/upload/iblock/138/138c9dead904aa2b5ca620c5e4c58fcb.jpg
Автор фото: Daniel Feliciano.
Ученые нашли безопасный способ борьбы с насекомым-вредителем - средиземноморской плодовой мухой. В ее гены будут внесены изменения, которые сильно ограничат способность мух к воспроизводству, что, в перспективе, приведет к полному вымиранию этого вида.
Борьба с плодовой мухой (Ceratitis capitata) ведется в течение многих десятилетий. Этот вредитель, обитающий в странах Средиземноморья и Южной Америки, уничтожает от 30 до 100% плодов персика, абрикоса, сливы - всего более двухсот видов растений. Личинки вызывают опадение плодов, а взрослые мухи, откладывая яйца и повреждая кожуру плода, провоцируют развитие плесени и гниения. Сравнительно эффективным является метод распыления пестицидов, однако он имеет массу побочных эффектов, в первую очередь – возможный вред здоровью человека. Кроме того, в районах опыления наблюдается активная коррозия автомобильной краски. Поэтому многие страны отказались от этого способа, перейдя на лучевую стерилизацию насекомых - SIT (Sterile insect technique). Этот метод заключается в том, что самцы подвергаются воздействию радиации, а затем выпускаются в природную среду. Они сохраняют способность к спариванию, но фактически являются стерильными, либо же их потомство гибнет на стадии яйца. Таким образом, если подвергнуть обработке достаточное число самцов, то с каждым поколением численность насекомых будет значительно снижаться. SIT, изобретенный в середине XX века, помог серьезно снизить количество мясных мух Cochliomyia hominivorax, уничтожавших крупный рогатый скот. Но для борьбы с плодовыми мухами этого оказалось недостаточно: стерилизованные самцы становились слабее и теряли интерес к размножению; в результате популяция воспроизводилась за счет роста активности здоровых самцов. Ученые из Университета East Anglia при сотрудничестве с компанией Oxitec Ltd. предложили новый способ. Были найдены пути такой генетической манипуляции, благодаря которым рождаться будет потомство только мужского пола. Сооветствующие опыты были проведены в специальных теплицах на Крите. В геном насекомого вводится ген, приводящий к гибели самки еще на ее личиночной стадии. При этом на здоровье и репродуктивные функции взрослых насекомых генные модификации, в отличие от лучевых, не влияют. Новый ген будет передаваться по наследству, то есть такие самцы, спариваясь в дикой природе, будут увеличивать исключительно численность мужских особей. Таким образом, в каждом поколении насекомых будет все меньше самок, и в перспективе Ceratitis capitata, лишившись возможности размножаться, вымрут.