Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Гигантские черепахи разговаривают друг с другом

19 августа 2014
/upload/iblock/93b/93b838d603d8438f477a944313825dda.jpg
Автор фото: Sergio Henao.
/upload/iblock/898/898d70dab211d64fe6541bdb56814696.jpg
Автор фото: Sergio Henao.
Ученым удалось понять, каким образом речные черепахи, живущие в бассейне Амазонки, координируют свое поведение. Выяснилось, что они обмениваются информацией при помощи звуков. И хотя до расшифровки черепашьей «речи» человеку еще далеко – исследователи смогли разделить сигналы на несколько типов.
Гигантские южноамериканские речные черепахи (Podocnemis expansa) обладают социальным поведением. В сезон размножения они покидают амазонские леса и массово, целыми группами, мигрируют на пляжи, где откладывают яйца. А затем эти пресмыкающиеся совершают обратный путь уже вместе с потомством. Ученые давно задавались вопросом, каким образом черепахи столь успешно координируют свои действия. Ответ, по-видимому, кроется в их речевых навыках, которые удалось обнаружить лишь недавно. В ходе экспедиции, продолжавшейся с 2009 по 2011 годы в районе реки Тромбетас, исследователи записали 220 часов черепашьей «речи», выделив из нее 270 индивидуальных звуков. После этого был проведен спектрографический анализ; помощь в работе оказали орнитологи. По аналогии с птицами, черепашьи сигналы были разделены на шесть типов; отличаются они и по тональности, и по ситуации, в которой используются. В частности, мигрируя по реке, черепахи координируют свой путь звуками более низкой тональности; в то время, как самки, выбирая место для откладывания яиц, общаются друг с другом «на повышенных тонах». Своя тональность – и при взаимодействия матерей с детенышами, и у самих новорожденных черепашат. Гигантские южноамериканские речные черепахи могут достигать 80 сантиметров по размеру панциря. Они живут только в бассейне Амазонки. Результаты нового исследования дают ответы на многие вопросы в поведении Podocnemis expansa, что, в свою очередь, может помочь в охране этого уникального вида.