Журнал №192, сентябрь 2019
Природа

Гигантским ибисам нравится в Камбодже

22 августа 2013
/upload/iblock/2d2/2d2d7169419bf981346ae409c40d611c.jpg
Иллюстрация: Biodiversity Heritage Library.
В камбоджийской провинции Стынгтраенг обнаружен гигантский ибис. Птица, чей вид находится на грани исчезновения, даже свила там гнездо и отложила яйца.
Первым гнездо ибиса в нескольких километрах от берега Меконга заметил местный фермер. После того, как информация поступила к специалистам Всемирного фонда дикой природы (WWF) Камбоджи, они отправились исследовать местность и подтвердили открытие: в указанном месте действительно находился взрослый ибис, высиживавший два яйца. Гигантский ибис (Thaumatibis gigantea) внесен в Красную книгу Международного союза охраны природы (МСОП) в 1994 году как находящийся на грани исчезновения вид. По оценкам WWF, число взрослых особей гигантского ибиса во всем мире составляет лишь 345 особей, и 90% из них обитает в Камбодже. Помимо браконьерства, сохранению вида угрожает и уничтожение естественной среды обитания птиц – например, масштабное осушение болот и вырубка лесов. За яйцами ибисов охотятся не только дикие животные, но и люди. А изменение климата – в частности, более продолжительные периоды засухи, которые теперь случаются в Юго-Восточной Азии – лишают ибисов и других представителей мира фауны достаточного количества пищи. Представитель управления лесного хозяйства и эксперт программ по сохранению мест гнездования птиц WWF Камбоджи Сок Ко поясняет: «То, что в районе реки Меконг обнаружен гигантский ибис, – очень важно: такая находка дает надежду на выживание вида». А консультант по исследованиям WWF Джерри Райан добавляет: «Для выживания вида важным фактором является сохранение размножающихся пар в разных регионах. Это гнездо – еще один вклад в будущее гигантского ибиса». Стоит отметить, что несколько лет назад, в 2009 году, провинция Стынгтраенг стала домом для другого вида ибисов: белошейных (Theristicus caudatus) – здесь была обнаружена целая колония редких птиц, насчитывающая более 300 особей. И это при том, что ранее ни белошейные, ни гигантские ибисы в этой местности не встречались. По всей видимости, мигрируя, птицы выбирают для себя оптимальную среду обитания, а тот факт, что они вьют гнезда, действительно дает надежду на будущее.