Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Глубоководная шестижаберная акула попала на видео: редкие кадры

10 июля 2019
Screen-Shot-2019-07-01-at-3.09.08-PM-1024x1022-480x480.png
Шестижаберная акула заинтересовалась приманкой.
Фото: oceanx.org
sub-in-water.jpg
Погружение аппарата.
Фото: oceanx.org
Встретить эту акулу непросто, а поставить на неё GPS-метку – ещё сложнее!

Серая шестижаберная акула (лат. Hexanchus griseus) впервые описана в 1788 году. Она предпочитает умеренные климатические пояса, тропики и субтропики – и глубокие, до 2500 метров, воды.

Как легко догадаться из названия, у этих акул – шесть пар жаберных щелей (у остальных акул – пять). Ученые поясняют, что шестижаберники мало изменились с раннего юрского периода –  той самой поры, когда появились первые акулы.

В 2018 и 2019 годах команда морских биологов OceanX из Университета штата Флорида совершала несколько экспедиций у берегов Багамским островов: их целью было поставить GPS маячок на эту акулу, погрузившись в море на небольшой подлодке, а не выманивая хищников к поверхности.

Несмотря на неудачные попытки в августе 2018 и феврале 2019, они продолжили погружения – и 1 июля им удалось попасть в акулу небольшим гарпуном с передачком. Поздравим их: это первый успешный случай в истории!

Летом этого года исследователи 4 раза погружались в окрестностях острова Эльютера (англ. Eleuthera). Снаружи подлодки были закреплены камеры, гарпун и приманка (кстати: за 4 дня экспедиции научникам пришлось нанизать на специальное крепление 136 кило рыбы!).

Успешно чип (водонепроницаемая конструкция размером с айпад) был установлен лишь на четвертую ночь. Предыдущие попытки были неудачными: иногда акул не было поблизости, а один раз меткa угодила в другую хищную рыбу – групера.

testing-out-the-sub.jpg
oceanx.org

В ходе погружений ученые снять на видео гигантскую Hexanchus griseus в её естественной среде обитания. Специалисты назвали это событие историческим: подобной видеозаписи еще не делалось.

Датчики будут собирать информацию на протяжении нескольких месяцев, а затем биологи планируют изучать результаты. Посмотрите на мир глазами большой белой акулы.