Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Природа

Гоацин: дурно пахнущая тропическая красавица

18 октября 2017
/upload/iblock/06a/06aab00db80d8bd23de0e046e7a34734.jpg
Фото: Francesco Veronesi/Wikipedia
/upload/iblock/529/529d0d6fd3e3be4d0559c68711717d05.jpg
Фото: Dick Culbert/Wikipedia
/upload/iblock/d1d/d1dce2f3d365eb59756ba2b32012d626.jpg
Фото: FunkMonk/Wikipedia
В Южной Америке живет, возможно, самая странная птица на Земле: она не способна пролететь больше 400 метров, она питается листьями, источает отвратительный запах, а у ее птенцов на крыльях растут когти.
Тропическая птица гоацин (лат. Opisthocomus hoazin) обитает в экваториальной Южной Америке: от Колумбии до Боливии. В длину она достигает 60 см; тело покрыто красочным оперением, а голову гордо венчает яркий хохолок. По ряду внешних признаков гоацина ранее относили к курообразным или кукушкообразным, но затем выделили в отдельный отряд гоационообразные (лат. Opisthocomiformes).

Статусу вида ничто не угрожает: невкусное мясо в сочетании с отвратительным запахом не привлекают охотников. В редких случаях местные жители собирают яйца гоацинов, однако высокая скорость воспроизводства позволяет популяции оставаться стабильной. Запах, который источают гоацины, обусловлен их диетой. 82% пищи приходится на листья тропических деревьев, 10% – на цветы, 8% – на фрукты.

Однако птицы целлюлозу переваривают с трудом; кроме того, в листьях многих растений содержатся токсины. В ходе эволюции гоацины выработали особую пищеварительную систему, которая отличает их от других пернатых, но сближает, например, с коровами. Зоб тропических птиц является своего рода камерой-ферментером, наполненной различными микроорганизмами. Они расщепляют целлюлозу и обезвреживают растительные токсины, и они же являются источником неприятного запаха, который можно сравнить с запахом коровьего навоза.

Это качество отпугивает хищников. Главными естественными врагами гоацинов являются черные коршуны, однако и они в основном стараются поймать птенца – он мельче, и не настолько неприятен на вкус.

В свою очередь, птенцы гоацинов с первых дней умеют противостоять опасностям: при виде коршуна малыш прыгает из гнезда в воду, а затем легко возвращается обратно. Делает он это при помощи цепких когтей, расположенных не только на лапах, но и на крыльях.

Это – еще одно необычное свойство гоацинов: у современных птиц на крыльях когтей нет, однако они были характерны для их вымерших предков – в частности, этим отличался археоптерикс (лат. Archaeopteryx). Причина, по которой гоацины сохранили необычные когти, не известна: многие ученые склоняются к тому, что они, как и другие пернатые, вначале их утратили, а затем из-за необходимости «отрастили» снова. В пользу этого говорит тот факт, что когти на крыльях имеют только птенцы, а у подросших особей когти исчезают.

И, наконец, относясь к летающим птицам, гоацины не проводят время в воздухе. Максимальная дистанция, которую они могут пролететь, не превышает 400 метров. Но им не требуется даже этого: обитая в густых кронах тропических деревьев, они просто перебираются с ветки на ветку, цепляясь за них лапами. Douglas Sprott / Flickr.com

Кстати, гоацин считается национальной птицей Гайны – страны на севере южноамериканского континента. Узнайте, какие растения стали государственными символами.

10 птиц с самыми необычными защитными механизмами