Журнал №190, июль 2019

Фото: Tambako The Jaguar/Flickr.com
/upload/iblock/27a/27a87e2181599f01cb88eb5a30c030c6.jpg
/upload/iblock/83a/83a787545ddd3c023be71e317465f018.jpg
/upload/iblock/5eb/5eb5de1248eda2207b221ed49f5e5459.jpg
Робин Уильямс в гостях у Коко в 2001 году.
Фото: The Gorilla Foundation
Горилла Коко, получившая известность за умение общаться с людьми при помощи языка жестов, теперь демонстрирует признаки речевого развития.
В 1930-х и 40-х годах ученые пытались научить говорить детенышей шимпанзе, воспитывая их среди детей, но их старания оказались безуспешными. С тех пор бытовало мнение, что приматы не могут контролировать собственное дыхание и звуки, которые они воспроизводят. Исследователи также были убеждены, что аудиорепертуар обезьян ограничен и они не способны выучить новые звуки или дыхательные техники: большинство звуков человек произносит на выдохе, в то время, как остальные приматы, - на вдохе. Коко может опровергнуть эту теорию. Маркус Перлман (Marcus Perlman), ученый из Висконсинского университета в Мадисоне, работает в организации Gorilla Foundation, которая приютила Коко, с 2011 года. Он устроился туда, чтобы изучать жесты знаменитой гориллы, но обнаружил у животного более удивительные способности. Ученый наблюдал за тем, как Коко для собственного удовольствия играет на духовых инструментах и имитирует разговор по телефону, беззвучно шевеля губами. На видео животное показывает, что она будет делать, если чихнет. “Она не издает приятные продолжительные звуки, как это делаем во время разговора мы, - поясняет Маркус Перлман, – но она может контролировать мышцы гортани и воспроизводить звуки, напоминающие хрюканье или ворчание”. К другим навыкам гориллы можно отнести способность кашлять по команде. В отличие от людей, приматы не могут контролировать голосовой тракт, поэтому умение гориллы Коко определенным образом сокращать мышцы гортани кажется таким удивительным. В 2001 году в гости к горилле приезжал актер Робин Уильямс, которому удалось рассмешить животное. На видео Коко просит нового друга пощекотать ее и примеряет его очки. Маркус Перлман верит, что способности гориллы связаны со средой, в которой она росла, и не считает ее более одаренной по сравнению с другими. “Вся разница заключается в том, что в дикой природе эти приматы не могли видеть многих вещей, которые наблюдала Коко день ото дня”, - поясняет ученый. По его мнению, Коко - это пример того, что при благоприятных условиях приматы могут развить способность контролировать голосовой тракт, пусть и не так хорошо, как люди.