National Geographic №197, февраль 2020
National Geographic Traveler №73, февраль – март 2020
Природа

Гориллы считают калории лучше людей

Популярная Механика
15 июля 2016
/upload/iblock/adb/adb714fbac1fb052dd1b1debf1382b19.jpg
Фото: Алексей Масанов
/upload/iblock/0f3/0f326c3d3953b9569a3656e1e8783685.jpg
Самец западной равнинной гориллы в биопарке города Валенсия, Испания.
Фото: Дмитрий Чепрасов
/upload/iblock/924/924656f1a663e2a968de3ad212b4e20d.jpg
Детеныш горной гориллы отдыхает после сытного завтрака рядом с мамой. Снято в горах в Уганде.
Фото: Андрей Корабельников
/upload/iblock/bea/bea5c9558faa254acd2607bc577b7450.jpg
Западная равнинная горилла.
Фото: Сергей Урядников
Гориллы не считают вкусными низкокалорийные ягоды, содержащие сладкий для остальных приматов белок браззеин — а значит, тратят свое время на поиски более питательной пищи.
Вместо того, чтобы подслащать плоды сахарами, производство которых требует больших затрат энергии, растение Pentadiplandra brazzeana наполняет свои плоды сладким белком браззеином. Белок обходится растению «дешевле», чем углеводы, а ягоды все равно получаются вкусными: животные едят их и распространяют семена. В выигрыше оказывается растение — но не животные, которые тратят силы на поиски низкокалорийных ягод вместо того, чтобы съесть что-нибудь сытное. Но обмануть горилл оказалось сложнее. Антрополог Бренда Брэдли (Brenda Bradley) из университета Джорджа Вашингтона обнаружила, что гориллы не могут чувствовать сладкий вкус браззеина — а значит, не поддаются на уловку растения. Бредли и ее коллеги изучили ген TAS1R3, кодирующий рецептор сладкого вкуса, у 51 вида приматов, включая людей. Оказалось, что только у горилл в этом гене присутствует мутация, которая, предположительно, не дает им получать удовольствие от браззеина. По словам Брэдли, случай с гориллами — первый, когда ученым удалось найти генетическую основу эволюционной адаптации вида к биохимической мимикрии, которая обманывает вкусовые рецепторы. Впрочем, поиск доказательств того, что это не случайное совпадение, продолжаются.