Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Города без защиты: озоновый слой истончается все сильнее

06 февраля 2018
/upload/iblock/faf/faf15b10c90d0c6df713f17bbc394b4b.jpg
Фото: NASA
/upload/iblock/b5c/b5ce662dbccfa382aafb38c99b2917f5.jpg
Фото: NASA
Концентрация озона над плотно населенными районами планеты продолжает уменьшаться, и причину этого ученые пока не нашли.
По итогам многолетних исследований и на основе спутниковых данных ученые отмечают тревожную тенденцию: несмотря на все предпринимаемые меры, озоновый слой продолжает разрушаться. В первую очередь это характерно для регионов с высокой плотностью населения, тогда как над Антарктикой размер озоновой дыры уменьшается. О том, что антропогенный фактор (выделение хлор- и фторсодержащих фреонов) воздействует на атмосферу, было известно уже в XX веке, и тогда человечество приняло меры по ограничению этих выбросов. Это помогло восстановиться полярным регионам, но ситуация в городах становится все хуже. Ученые рассмотрели территории, расположенные между 60 параллелью северной широты и 60 параллелью южной широты. На севере эта линия проходит через Аляску, Скандинавию и ряд регионов России; на юге - через океаны. Оказалось, что концентрация озона стабильно растет в верхнем слое стратосферы на высоте 25–50 км, тогда как в нижнем слое, на высоте от 11 до 25 км, содержание газа продолжает падать. Точные причины специалисты назвать не могут. Как и прежде, основным виновником остается глобальное потепление: из-за него изменилось направление атмосферных потоков, и теперь они движутся непосредственно к полюсам, минуя средние широты. Однако, судя по всему, недооцененным оказалось влияние вредных химических веществ «с очень коротким сроком существования» (very short lived substances/VSLS) – они, например, входят в состав растворителей для красок. Для них характерен быстрый распад, и это наносит урон озоновому слою не меньше, чем вещества из запрещенных аэрозолей. Подводя итоги исследования, ученые говорят о невозможности назвать все факторы, влияющие на рост озоновых дыр над городами. Называя вопрос неотложным, они призывают активнее изучать эти тенденции, чтобы найти и устранить причину. Посмотрите, как менялся климат на планете.