Но есть и хорошие новости!
Природа

Грибная галерея «Индианы Джонса в мире энтомологии»

Марк У. Моффетт
30 июля 2020
/upload/iblock/508/508ccf8ea4ee6835e92d8ba693716566.jpg
Этот вид Marasmius (один из двухсот видов грибов этого рода в Южной Америке) идеально приспособлен к жизни в лесу, на подстилке из опавших листьев. Днем, когда влага испаряется, грибы ссыхаются, вечером, когда выпадает роса, или после дождя – оживают.
/upload/iblock/ed4/ed491ae11f3fd5329110ef92f407e6ec.jpg
Ядовитый Leucocoprinus birnbaumii широко распространен в тропиках
/upload/iblock/099/09902dae887f7b95bd0bb99e1658f8aa.jpg
Неизвестный вид грибов, растущих на ветвях деревьев, «принадлежит либо к роду Hemimycena, либо к Mycena», говорит Деннис Десджардин, профессор микологии Университета Сан-Франциско. У представителей этих родов много общего, например бледная окраска и кружевные гимениальные пластины.
/upload/iblock/922/9225bfe9141818f6d9346b648133dd1e.jpg
Крошечные Marasmius leucorotalis, покачиваясь на нитевидных ножках, словно парят над землей. В лесу они выполняют важную функцию – помогают разлагаться слою опавшей листвы.
/upload/iblock/051/0510427637cbf7c7fa18e8f34046e000.jpg
Ощетинившиеся молодые грибы Cookeina tricholoma всегда наготове. Когда придет время, микроскопические мешочки «выстрелят», выпуская споры на свободу.
/upload/iblock/568/56867f29793f03c17d6a5df9dfb29fae.jpg
Муравей заблудился среди семейки Coprinellus disseminatus, чьи шляпки «припорошены» разлетевшимися спорами.
Фото: Марк У. Моффетт
Марк У. Моффетт – биолог, писатель и фотограф, «Индиана Джонс в мире энтомологии». Эта галерея – из архивного выпуска 2006 года (а его первая статья «Мародеры джунглей» была опубликована – страшно сказать! – в августе 1986).

Для съемок обычно стараются выбрать яркую, легко запоминающуюся натуру. Но интереснее попытаться увлечь зрителя чем-то неприметным и неожиданным — например, помочь разглядеть изящество линий скромной поганки. Грибы привлекали меня давно — однажды я сделал более ста «грибных» снимков: на биологической станции в Типутини, в Эквадоре, где трое суток шли проливные дожди, грибы полезли из-под земли как по команде.

Я занимаюсь изучением лесов, строения разных видов деревьев, их ветвей, листьев. Не менее загадочным кажется мне и устройство грибов. Ведь шляпка гриба — лишь небольшая его часть. Под землей спрятаны целые заросли тонких разветвленных нитей (гиф), которые образуют грибницу, способную существовать внутри растений, тканей животных и даже горных пород. Известны случаи, когда грибницы весили больше туши голубого кита и были старше самых древних образцов сосен долговечных.

Насыщаясь влагой, под давлением жидкости в клетках грибы вылезают из земли. Но их жизнь коротка — часто это всего лишь несколько дней. Созревая на гимениальных пластинках под шляпками, которые защищают их от дождя, микроскопические споры дожидаются своего часа. В нужный момент, выпадая из пластинок, они уносятся воздушными потоками далеко от родных мест, чтобы на новом месте дать жизнь новой обширной колонии. И все начинается сначала.