Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Природа

Гусеница отбивает атаку жука: видео

05 марта 2018
/upload/iblock/041/041d22c2c52163d32f07a3e026a81e0e.jpg
/upload/iblock/141/141485a09a49531e37cd4feb3649d160.jpg
/upload/iblock/9cc/9cc5f3331200627a8e0e6f3a8310452a.jpg
Фото: Science Magazine/YouTube
Мягкие гусеницы могут казаться беззащитными жертвами, но это не всегда так: ученые нашли вид, обладающий отменными бойцовскими качествами.
Биологи из Лондонского Линнеевского общества (The Linnean Society of London) представили результаты исследования гусениц лангии древесницевидной (Langia zenzeroides) – бабочки из семейства бражников (Sphingidae). Она встречается в Южной Корее, Индии, Японии и других странах азиатского региона. Фазы их жизненного цикла, в среднем составляющего год, зависит от климатических условий. В частности, на севере Китая взрослая стадия насекомого (имаго) приходится период с апреля по май, а для Таиланда этот показатель – январь и февраль.

Личинки лангии можно найти на яблонях, грушах и других фруктовых деревьях. В отличие от невзрачной бабочки, в которую они впоследствии превратятся, гусеницы обладают ярко-зеленой окраской, привлекая хищников. Однако эволюционно они научились противостоять опасностям. Агрессивное поведение этих и других гусениц по отношению к птицам уже хорошо изучено, а теперь стал понятен механизм противодействия беспозвоночным.

В лаборатории было проведено несколько экспериментов, показавших, какие приемы гусеница лангии применяет против жуков рода красотелы (лат. Calosoma). Они относятся к числу самых полезных насекомых, активно уничтожающих гусениц и других вредителей. Замедленная съемка позволяет рассмотреть все детали схватки. Когда жук только приближается к гусенице, та сама атакует его, отбрасывая в сторону, столь же успешно отбивая все последующие попытки укусить ее. Все лангии издавали устрашающие звуки, отрыгивали липкие выделения, извивались и отталкивали жука. Некоторым даже удалось подбросить его в воздух и оторвать лапу. За 25 попыток, предпринятых в лаборатории, ни один красотел так и не смог овладеть потенциальной добычей.

Узнайте о еще более кровожадных гусеницах.

Хочешь жить — умей крутиться