Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Природа

Хочешь жить — умей крутиться

17 июня 2015
/upload/iblock/0db/0db10c1503d6f777c629ad9a72b84989.jpg
Фото: Ариф Нариманов
/upload/iblock/7ba/7ba7f393aa917398b37f67cdc5db0cc9.jpg
Фото: Дмитрий Кугувалов
/upload/iblock/e74/e74a876afd31c57e03aa420f198f414f.jpg
Фото: borozdov.vasilii
/upload/iblock/96a/96ab5b5d80a6cae18b0d1a1503eaf1e1.jpg
Фото: Артур Каримбаев
Гусеницы бессильны перед птицами, и большая часть их жизни проходит в борьбе за выживание. Им приходится притворяться самыми разными вещами – от сухих веточек до птичьего помета. Ученые узнали секрет идеальной маскировки.
Умение подражать живым или неживым предметам выработалось у представителей фауны в ходе эволюции. Ученые выделяют три основных направления мимикрии: цвета, формы и звука. При этом одна из «способностей» помогает не всегда, и живым существам нередко приходится их комбинировать. Японские биологи установили, что одного лишь цветового соответствия мало: для выживания гусеницам также необходимо воспроизвести и форму предмета, не интересующего птицу в качестве пищи. Результаты научной работы опубликованы в журнале Animal Behavior.
В рамках эксперимента на деревьях было размещено 400 «поддельных» гусениц, отличавшихся по форме и цвету. Они были черно-белыми и зелеными; одни лежали прямо, другие – свернувшись. Выяснилось, что для гусениц зеленого цвета форма расположения не важна: птицы съедали их в каждой из позиций с одинаковой частотой. А для черно-белых гусениц ситуация оказалась противоположной: в случае, когда они лежали прямо, птицы клевали их в три раза чаще. Ученые поясняют, что соответствия цвету птичьего помета оказалось не достаточно: на зеленой листве черно-белая линия смотрится отчетливо и, притом, не ассоциируется у птицы с пометом. Напротив, птицу привлекает этот яркий контраст, и она стремится узнать новый предмет поближе. Но в свернутом виде черно-белая гусеница практически не отличается от птичьих экскрементов, получая таким образом большой шанс на выживание. Узнайте также о кровожадных гусеницах, прочтите о необычных видах мимикрии.