Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Природа

Гусеницы спасут мир от пластика

25 апреля 2017
/upload/iblock/0aa/0aa73d4b664df07bd891551a09aee3c8.jpg
Фото: César Hernández/CSIC
/upload/iblock/af6/af6544d759ca44f7228d17c21ecf3ee7.jpg
Фото: César Hernández/CSIC
/upload/iblock/708/70846e76de4fec330530a86ceff18264.jpg
Фото: Paolo Bombelli
Случайно совершенное открытие может полностью изменить экологическую ситуацию на планете: ученые нашли гусениц, поедающих пластик, а это позволяет создать инструмент по его уничтожению во всем мире.
Способность гусениц разрушать пластик первым обнаружила биолог и пчеловод-любитель Федерика Берточчини: очищая ульи от паразитов – личинок восковой моли, она сложила их в полиэтиленовый пакет, но спустя какое-то время они прогрызли пластик и расползлись. После этого ученая связалась с коллегами из Кембриджского университета, и вместе они решили проверить способности личинок восковой моли. В рамках эксперимента сотни личинок были помещены в обычный пакет, взятый из британского супермаркета. Уже через 40 минут в нем начали появляться дыры, а за 12 часов гусеницы поглотили 92 мг полиэтилена. Это рекордно высокие показатели: ранее подобные свойства были обнаружены у некоторых бактерий, но они уничтожают пластик значительно медленнее: до 0,13 мг в день. Следующие эксперименты показали, что гусеницы не просто едят пластик – его структуру разрушает особый фермент в их слюне или кишечнике. Ученые убедились в этом, просто размазав несколько личинок по пластиковой поверхности, и выделения из их тел также проделали в пакете отверстия. Биологи пока не знают, какой именно фермент участвует в этой цепочке, и ближайшей целью станет его поиск. В случае успеха на его основе можно синтезировать вещество искусственным путем, а затем применять его для переработки пластиковых отходов. Узнайте о бактерии, поедающей пластик.