Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Индейки были одомашнены для поклонения

22 января 2018
/upload/iblock/9fc/9fc7302ce7d5a65af07e30dcd615fff3.jpg
Изображение индейки в Кодексе Борджиа
Фото: Wikipedia
/upload/iblock/6ea/6ea5ed4d38db294a41217f3371999573.jpg
Изображение индейки в Кодексе Борджиа
Фото: Wikipedia
Изучая историю одомашнивания индеек, ученые обнаружили, что сделано это было в ритуальных целях.
Дикие индейки (лат. Meleagris gallopavo) водятся в Северной Америке и являются родоначальницами домашних, которых едят люди по всему миру. Однако первые прирученные человеком индейки в котел не отправлялись: к такому выводу пришла группа ученых из США и Мексики.

Для исследования были взяты останки 55 индеек, найденные в Мезоамерике и датированные возрастом от 300 до 1500 лет до н.э. Некоторые из этих останков были обнаружены археологами в храмах или в могилах по соседству с людьми. Это позволяет говорить о том, что птицы использовались как проводники в загробный мир, что вполне соотносится с ацтекской мифологией.

Из древних манускриптов – например, мезоамериканского кодекса Борджиа – известно, что форму индейки принимал бог Чальчиутотолин (аст. Chalchiuhtotolin) в случаях, когда хотел наказать или поощрить своих последователей.

При наличии такого верования держать дома индейку и заботиться о ней означает воздавать почести божеству. Проведя изотопный анализ костей, ученые установили характер питания птиц: некоторые получали корм из рук человека, тогда как другие питались дикими растениями и насекомыми. Кроме того, многие птицы имели невысокое генетическое разнообразие, то есть размножались в стесненных условиях с малым выбором. По всей видимости, в эпоху ацтеков одомашнивание только началось, и часть птиц, необходимых для ритуальных целей, уже жила в домах, но другая часть все еще отлавливалась в лесу.

Ученые также напоминают, что мясной рацион в доколумбовых обществах Америки состоял из оленины и крольчатины, а индейка с ее яркими перьями прекрасно годилась на роль мифологического символа. И даже когда люди распробовали ее мясо на вкус, они еще долго использовали его в первую очередь в медицинских целях: оно прекрасно усваивается, полезно для пищеварения и укрепляет иммунитет.

Посмотрите, как индейки провожают в последний путь кошку.