Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Насекомые

Китайское насекомое убивает кавказских бабочек

Наталья Иншакова
07 апреля 2015
/upload/iblock/f1c/f1ca111023f1c00ad6bb39558ee404c5.jpg
Листва самшитов серьезно страдает из-за огневок. Автор фото: Tihomir Velichkov.
Насекомые из Китая, призванные бороться с опасным для самшитовых лесов вредителем, представляют угрозу для редких бабочек.
Во время подготовки к Олимпиаде в Сочи в регион были случайно завезены огневки – бабочки, поедающие листья самшита. Эти редчайшие реликтовые деревья, произрастающие в нашей стране только на Северо-Западном Кавказе, серьезно пострадали от вредителя: сотни гектаров леса потеряли листья и, скорее всего, погибнут. Восстановиться деревьям уже не удастся, так как огневка благодаря мягкому Сочинскому климату продолжает размножаться. Министерство природных ресурсов и экологии разработало программу по уничтожению самшитовой огневки, в рамках которой в Сочинский национальный парк и Кавказский заповедник выпустили миллион личинок китайского эулофида. Это насекомое - естественный враг всех шелкопрядов, откладывающий свои личинки в их куколки. Но инициаторы проекта не учли, что эулофид может уничтожить не только вредителей, но и редкие виды бабочек. Эксперты WWF России напоминают, что когда в леса завезли эулофида, у огневки еще не было собственных куколок. Это значит, что китайские насекомые в первую очередь истребляют зимующие куколки других бабочек, например, махаона. Другая серьезная опасность – возможность акклиматизации эулофида, ведь кавказский климат близок к его естественной среде обитания. Ранее этого паразита уже использовали для борьбы с вредителями в Подмосковье, но там эулофид погибал от холода с приближением зимы. По мнению WWF, этот метод борьбы с огневками не только не принесет пользы, но и может обернуться настоящим бедствием для уникальной экосистемы Кавказа.