Насекомые

Кто такие охотники за цикадами и почему они заселили США

National Geographic Россия
02 августа 2021
2781829063_d3fcbd3189_k.jpg
Фото: Mike Keeling / Flickr
9389507810_78d018d86e_h.jpg
Фото: Peter / Flickr
Эти жестокие охотники пугающе похожи на шершней-убийц, но безвредны для пчел.

Американские энтомологи сообщают о массовом распространении на территории США ос вида Sphecius speciosus, которых называют охотниками на цикад. Это крупные насекомые до семи сантиметров в длину, которые напоминают азиатских гигантских шершней (Vespa mandarinia), инвазивных насекомых, нашествие которых, похоже, ранее уже удалось предотвратить в Соединенных Штатах.

Однако в отличие от шершней-убийц охотники за цикадами безвредны для пчел и тем более для человека. Они известны тем, что нападают на цикад, парализуют их своим ядовитым жалом и оттаскивают в свои убежища, вырытые на 30-40 сантиметров ниже поверхности почвы.

Только что вылупившиеся в гнезде личинки ос начинают пожирать все еще живую цикаду – жертва может находиться в парализованном состоянии до двух недель.

Охотники за цикадами обычно выбирают участки с хорошо дренированными легкими почвами рядом с деревьями, на которых живут цикады. Иногда скунсы могут выкапывать участки, которые были проделаны осами, чтобы питаться цикадами и личинками ос.

University of Kentucky Sphecius speciosus со своей добычей

Численность этих насекомых может стремительно увеличиваться, если у них достаточно пищи на освоенных ими территориях. Энтомологи указывают, что широкое распространение цикад в этом году способствовало процветанию Sphecius speciosus.

Способность жалить имеется только у самок этих ос. Самцы же абсолютно безвредны, хотя и территориальны, то есть склонны интересоваться всем, что входит в «их зону», включая людей и животных.

5943551176_12173d3593_k.jpg
woodleywonderworks / Flickr Жало осы-охотницы за цикадами

Охотники на цикад распространены в Канаде, Мексике и в Центральной Америке. В США эти осы в основном встречались в восточной части страны, однако в этом году распространились по всей территории.

Посмотрите на цветочных насекомых в необычном фотопроекте.

Летающие секс-зомби: галлюциногенный грибок поражает цикад