National Geographic №194, ноябрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Насекомые

Летающие секс-зомби: галлюциногенный грибок поражает цикад

Николай Кулапов
26 июня 2019
cicada_fungi_sti_1024.jpg
Паразит наделяет хозяина амфетамином и тягой к спариванию.

Присмотритесь к этим цикадам. Гениталий у них нет, брюшка тоже. Вместо них – «солонка смерти», под завязку набитая спорами грибка Massopora. Но членистоногих самцов мало заботит утрата половых органов: они, по словам учёных, проявляют недюжинную сексуальную активность, пытаясь спариться с соплеменницами (и, что интересно, привлекая внимание соплеменников-ухажёров). Внешний вид наводит ужас – но только не на самих цикад: они летают как ни в чём ни бывало, распространяя заразу.

6ed996ad-353e-40b8-a38f-455da994a9fe.jpg
wvutoday.wvu.edu

Необычных особей подметили учёные из университета Западной Вирджинии. Они отловили нескольких, проанализировали содержимое их брюшек – и среди тысячи других соединений нашли там психоделик псилоцибин и амфетамин катинон. Первый алкалоид известен по некоторым грибам, второй – встречается в растениях Африки и Аравии. Откуда они в цикадах? Нет сомнения, что это заслуга паразита, но механизмы синтеза пока не вполне изучены.

«Они зомби: их тела контролирует грибок», – комментирует биолог Мэтт Кассон.

Для паразитов нормально убивать хозяев, но грибок Massopora терпелив: он приспособился к жизненному циклу цикад. Похоже, что вместе с личинкой он долго живёт под землёй. 17 лет спустя насекомое выбирается на поверхность и превращается во взрослую особь, a eщё через 7-10 дней хитиновый покров на конце брюшка отпадает вместе с гениталиями, являя свету поражённые ткани. Тогда и начинается распространение спор грибка. Эта стадия жизни – последняя и для заражённых, и для здоровых цикад; длится она не больше полутора месяцев.

Эксперимента ради учёные попробовали заразить цикад в лаборатории – не получилось. В планах – изучить генетические перемены у особей-носителей, а также отсеквенировать ДНК грибка. Для исследования уже собраны образчики: цикады из Пенсильвании и Западной Вирджинии.