Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Насекомые

Муравьи способны узнавать себя в зеркале

Николай Кулапов
12 декабря 2016
/upload/iblock/c8d/c8db8ac7b34b08f81c70fb90e508fe8f.jpg
Фото: Rushen / Flick.com
Эксперименты брюссельских ученых показали, что муравьи могут узнавать свое отражение. Это свойство, присущее лишь немногим животным, принято считать признаком самосознания.
Мари-Клэр и Роджер Каммер – энтомологи из Бельгии – опубликовали результаты исследований в 2015 году (тремя годами ранее Кэммер доказала, что муравьи способны различать цвета и геометрические фигуры). Опыты в 2015 проводились на рыжих муравьях (представителях рода Myrmica).

Первый этап опытов проходил так. Десяток насекомых поместили в небольшой лоток, в котором было вертикально установлено зеркало. Становясь напротив него, муравьи начинали быстро поводить головой и усиками из стороны в сторону, иногда пытаясь прикоснуться к отражению. Вторую группу муравьев выпустили в поддон, разделенный прозрачной стенкой. В этом случае муравьи не проявляли никакого интереса к стеклу и к своим собратьям, находившимся за ним.

Во второй серии экспериментов ученые нанесли краску на клепиус – переднюю часть головы насекомых. Обнаружив на своем отражении синюю точку, муравьи пытались счистить ее с себя. Если же метка была рыже-коричневой (такой же, как цвет хитиновой оболочки) или находилась на задней части головы, насекомые не делали попыток избавиться от нее.

Интересно, что насекомые с синей точкой на клепиусе подвергались нападениям со стороны других членов колонии. Из этого ученые заключили, что муравьи узнают соплеменников «в лицо», а не только с помощью хеморецепции.

«Не брейте металлиста»: почему сахарские муравьи не боятся жары