Журнал №189, июнь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Насекомые
На борьбу с шелкопрядом-монашенкой направили другое насекомое
15 июля 2013
/upload/iblock/be3/be34e9bec24a7a645c6c47daea2e924e.jpg
Шелкопряд-монашенка. Автор фото: gailhampshire.
Очередной вредитель, шелкопряд-монашенка, нынешним летом стал настоящей проблемой для подмосковных лесов. На борьбу с этой бабочкой будут направлены другие насекомые.
Шелкопряд-монашенка - ночная бабочка из семейства волнянок. Её гусеницы повреждают ели, сосны, лиственницы и пихты. Страдают от монашенки и лиственные деревья, растущие в непосредственной близости к хвойным. Размножается шелкопряд-монашенка раз в год, откладывая в трещины коры до 500 яиц. После зимовки гусеница покидает яйцо и начинает поедать хвою, листья, пыльцу, почки и побеги. В Комитете лесного хозяйства Московской области отмечают, что этот активно размножающийся вредитель способен оголить несколько тысяч квадратных километров леса всего за пару лет! С начала мая 2013 года наблюдается нашествие шелкопряда-монашенки на площади 181 тысяча гектаров в Московской области. В числе прочего под угрозой уничтожения оказались и уникальные лиственницы, посаженные ещё в прошлом веке в Пушкинском районе. Ученые нашли экологичный способ борьбы с этим вредителем: уничтожением шелкопряда в Подмосковье займется другой представитель мира фауны - насекомое-энтомофаг из семейства Eulophidae. Энтомофаги (в переводе с греческого - «поедающие насекомых») являются естественными врагами шелкопрядов. Ученые заверяют, что разведение этих насекомых не нарушит экологический баланс: энтомофаги не способны перенести холодную зиму, и до следующего лета доживает не более 15% от числа выведенных особей. А в начале июля в Пореченском участковом лесничестве Можайского района был осуществлен пробный выпуск китайского эулофида - куколочного паразитоида. Эксперимент проводится специалистами лесопатологической службы Московской области совместно с биологами ФГУ ВНИИЛМ. Если эффект окажется положительным, то это средство борьбы с шелкопрядом-монашенкой возьмут на вооружение и в других районах Московской области.