Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Насекомые

Насекомые-вредители уничтожают самшитовую рощу в Сочи

17 сентября 2014
/upload/iblock/93a/93a05035ba3977506505672778a4a241.jpg
Автор фото: Андрей Каменев
Есть шанс, что уникальные тисо-самшитовые леса в Сочи удастся спасти.
Уникальные реликтовые леса Сочи, сильно пострадавшие от гусениц самшитовой огневки, еще могут быть спасены хотя бы частично. Недавно в регионе прошли сильные дожди, смывшие вредителей. Ранее в интернете была объявлена экологическая акция по спасению тисо-самшитовой рощи; уборка паутины в заповеднике была намечена на 13 сентября. Организатором акции выступил Центр развития волонтерства города Сочи. Но сейчас акция отменена, поскольку дождь смыл и гусениц, и паутину. Вместе с тем, по словам заместителя директора по научной работе НИИ цветоводства и субтропических культур Натальи Карпун, большинство гусениц уже окуклилось, по роще летают бабочки. И если они отложили яйца, то дождь их смыть не сможет. Таким образом, при благоприятных погодных условиях в роще может поселиться уже четвертое поколение самшитовой огневки. Тисо-самшитовая роща – памятник природы, занимающий площадь 302 гектара. Леса, расположенные на восточном склоне горы Ахун в 2,5 километрах от берега Черного моря в микрорайоне Хоста города Сочи, объявлены заповедными в 1931 году. Эпидемия здесь началась в 2012 году, когда личинки самшитовой огневки (Cydalima perspectalis) были завезены вместе с растением-озеленителем из Европы. В этом году вредитель был замечен в Сочи в июне, массовое размножение началось в июле. К августу 99% самшита в лесу было поражено, а 70% уникальных растений считаются погибшими. Эффективных средств борьбы с этим вредителем пока не существует. Лучший результат показали ловушки с феромонами, которые притягивают самцов огневки и нарушают процесс размножения насекомых. Тем не менее, этот биологический препарат годится для профилактики заболеваний, но на стадии отложенных яиц он бесполезен. Кроме того, химические средства в санитарной зоне реликтового леса использовать не разрешено. На родине огневки, в Юго-Восточной Азии, этот вредитель не имеет возможности размножаться столь активно. Но на Кавказе у насекомого естественных врагов нет. Зато, напротив, такие факторы, как теплый климат, обильная кормовая база и отсутствие птиц, которые могли бы питаться огневками, способствуют увеличению их численности. Гусеница уже появилась в Краснодаре, Абхазии и Грузии, но наибольший урон нанесен именно реликтовым рощам Сочи.