Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Насекомые

«Не брейте металлиста»: почему сахарские муравьи не боятся жары

Нина Строклик
08 июня 2020
/upload/iblock/994/9945ee45bd8c96e54d8432abd58a7e77.jpg
Фото: Норман Нан Ши и Наньфан Ю, Columbia University
Ученый побрил сахарского муравья и выяснил, как эти насекомые приспособились к чудовищной жаре, от которой плавятся подошвы.

Когда температура в Сахаре поднимается до +50 °C, большинство животных начинают искать тень. А вот местные муравьи-бегунки Cataglyphis bombycina ищут пропитание, стремительно выползая из-под земли на раскаленную поверхность пустыни в поисках падали.

В 2015 году сотрудники двух бельгийских университетов, изнемогая от зноя, в течение месяца изучали передвижения муравьев и раскапывали их гнезда, чтобы выяснить, как насекомые приспособились к жизни на горячей сковородке. Вернувшись в Бельгию, ученые рассмотрели муравьев под электронным микроскопом и обнаружили, что плотные волоски треугольного сечения отражают свет, подобно призме, защищая насекомых от перегрева — и придавая их телам металлический блеск.

Когда аспирант Квентин Вилло побрил муравья крошечным скальпелем и поместил его под инфракрасный обогреватель, температура тела насекомого подскочила. По словам исследователя, способ охлаждения сахарских муравьев уникален в животном мире.

Могут ли подобные отражающие волоски защитить и человека? Вилло говорит, что ряд технологических компаний уже заинтересовались его открытием.

Прочитайте о тиграх в неволе: специальном расследование жестокого бизнеса.