Насекомые

Новозеландский долгоносик-жираф вынужден увеличиваться в размерах

04 июня 2021
24512925293_e037ab6537_c.jpg
Самец и самка Lasiorhynchus barbicornis
Фото: epitree/Flickr
24844109090_1ba671cdb9_c.jpg
Самец и самка Lasiorhynchus barbicornis
Фото: epitree/Flickr
16582075752_59c2a6c600_k.jpg
Самка Lasiorhynchus barbicornis
Фото: Nga Manu Images NZ/Flickr
У миниатюрных особей шансов на размножение почти не остается.

В Новой Зеландии живет удивительное жесткокрылое насекомое долгоносик-жираф, также известный как жук-жираф (Lasiorhynchus barbicornis). В 1769 году английский натуралист Джозеф Бэнкс сопровождал Джеймса Кука во время его первого кругосветного путешествия, и на территории Новой Зеландии собрал образцы не известного науке насекомого. Спустя шесть лет датский энтомолог Йохан Кристиан Фабрициус описал новый вид, дав ему имя Curculio assimilis. Позднее биологи пересмотрели классификацию, отнеся находку к семейству длиннотелы (долготелы или брентиды, Brentidae).

В Новой Зеландии других представителей семейства нет: ближайшие родственники находятся в Сулавеси, Австралии, Вануату и Фиджи. Это самое длинное насекомое Новой Зеландии и самый длинный брентид в мире, хотя размер особей сильно отличается: от 15–90 мм у самцов до 12-50 мм у самок. Насекомое демонстрирует сильный половой диморфизм: не только по длине тела, но и по размеру рострума.

У ученых нет объяснения столь заметных различий. Одной из гипотез была адаптация под условия окружающей среды: считалось, что на юге долготелы длиннее. Международная группа ученых решила найти ответ на этот вопрос. Биологи предположили, что большой размер особи обеспечивает ей конкурентное преимущество в брачный период: в мире природы это не редкость.

По результатам наблюдений выяснилось, что в каждой группе длиннотелов независимо от географии присутствовали самцы самых разных размеров: и мелкие, и крупные. Чем больше в группе массивных конкурентов — тем меньше шансов на спаривание у миниатюрных. Но даже в тех группах, где присутствует множество «видных» особей, разыгрывается нешуточная борьба, и не каждому насекомому удается продолжить свой род.

Более того: пока самцы ведут свою конкурентную борьбу, самки тоже выясняют отношения между собой, чтобы заполучить самого выдающегося партнера, и здесь тоже побеждает самая здоровая особь. Результатом становится передача только самых лучших и сильных генов, то есть из поколения в поколение брентиды увеличиваются в размерах, а численность мелких представителей снижается.

Ученые называют результаты своей научной работы, опубликованной в журнале  Proceedings of the Royal Society B, предварительными: влияние социального отбора на эволюцию насекомого доказана не достаточно, но уже ясно направление, в котором можно проводить более глубокие исследования.

В Новой Зеландии живет еще одно самое крупное насекомое в мире, но уже с точки зрения массы тела.

Пальмы