Журнал №192, сентябрь 2019

Фото: Вадим Трунов
/upload/iblock/5f4/5f428a81bce97bd6e624e4450b20ea85.jpg
Джунгли муравья
Фото: Ирина Козорог
Муравьи, исследующие территорию в поисках еды, выбирают коллективные маршруты, соответствующие распределениям вероятностей Гаусса и Парето. Ученые считают, что результаты их исследования могут помочь создателям робототехники.
Соответствующая работа международной группы математиков во главе с Марией Вела-Перес (Mar?a Vela P?rez) из Европейского университета в Мадриде опубликована в журнале Mathematical Biosciences. Исследуя поведение аргентинского муравья Linepithema humile, международная группа математиков установила, что передвижение этих насекомых подчиняется математическим паттернам. «Более конкретно, их движение описывается некоей смесью распределений Гаусса (нормального распределения) и Парето, двух распределений вероятностей активно используемых в статистике, в данном случае определяющих когда и куда муравей делает поворот», – цитирует N+1 руководителя исследования Марию Велу-Перес. Ранее ученые выяснили, что в нормальных условиях эти насекомые не склонны менять направление своего движения до тех пор, пока не наталкиваются на препятствия или иные изменения условий окружающей среды. Кроме того, Linepithema humile метят территорию феромонами в зависимости от того, насколько сильно она насыщена интересующими их объектами. Именно эти два фактора определяют распределение траекторий муравьев-фуражиров. Теперь, используя полученные данные, математики создали модель, описывающую коллективные перемещения муравьем на плоскости. Помимо чисто биологического значения, данное исследование способно повлиять на робототехнику. Как считает Мария Вела-Перес, такие модели можно использовать для координации группы микророботов, очищающих какой-либо участок от загрязнений или выполняющих ряд других задач. Узнайте, зачем муравьи заводят себе рабов, а также как древесные муравьи становятся ягодами.