National Geographic №194, ноябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Насекомые

Самое маленькое насекомое в мире

Популярная Механика
23 мая 2018
/upload/iblock/ffc/ffc97a0450c435ac493684b6d3a83db8.jpg
Фото: Wikimedia Commons
Самцы Dicopomorpha echmepterygis – самые маленькие насекомые на планете и настоящий пример радикального эволюционного минимализма.
Длина тела самца Dicopomorpha echmepterygis составляет всего 139 мкм – в полтора раза меньше, чем у самки. У них редуцированы глаза, ротовая щель, крылья и почти все усики кроме двух в верхней части тела и одной сенсиллы — органа, который отвечает одновременно за обоняние, осязание и вкус, чтобы самец имел хоть какое-то представление об окружающем мире.

Окружающий мир самца D. echmepterygis — это яйцо хозяина (другого насекомого), в которое самка откладывает свои яйца. Самцы не едят, почти не двигаются и живут несколько минут; вылупившись, они оплодотворяют самку, которая вылупилась рядом, и сразу умирают. Оплодотворенная самка съедает яйцо хозяина изнутри, выбирается наружу и ищет новое яйцо, чтобы отложить кладку.
/upload/iblock/b6e/b6ee0e4bdd3ac323f96fd6a0b4e4dab0.jpg
Natural History Museum

Полная версия исследования (английский язык)

Похожим образом протекает жизненный цикл другого насекомого — осы-паразиты Melittoba acasta. У самцов этих ос тоже нет ни глаз, ни крыльев; всю свою короткую жизнь они проводят в ячейке соты хозяина, осы покрупнее, в ожидании, что к ним «в гости» придет самка.