Журнал №192, сентябрь 2019

Тараканы-киборги

Наталья Иншакова
10 марта 2015
/upload/iblock/541/541a4f62be98bd9a2ee6f85ee8e29f5a.jpeg
Микрочип позволяет управлять тараканом с пульта. Фото: Texas A&M University.
Ученым удалось подключить к нервной системе живых тараканов миниатюрные компьютеры, позволяющие управлять насекомыми.
Команда инженеров из техасского университета A&M разработала микрочип, который крепится на спину таракана с помощью специальной краски и по высокочувствительным проводам подает сигналы в нервную систему насекомого. Этот крошечный компьютер весит менее трех граммов и работает на литиевой батарейке. Во время испытаний ученые продемонстрировали систему дистанционного управления, с помощью которой можно контролировать движения таракана-робота. В норме при ходьбе тараканы одновременно переставляют все три с каждой стороны, но микрочип заставляет среднюю ногу «сбиваться» под действием импульсов и поворачивать все тело в нужном направлении. Таких тараканов ученые планируют использовать в качестве миниатюрных роботов, которые отлично справятся с перемещениями в труднодоступных местах. Помимо чипов, на их теле можно закрепить камеры и датчики и с их помощью собирать необходимые данные. Впрочем, эта технология пока далека от совершенства. При перемещениях на маленькие расстояния инженерам удалось контролировать 70% движений насекомых, а на длинных дистанциях – только 60%. Тем не менее Хон Лян, автор этого проекта, настроен очень оптимистично и уверен, что его изобретение принесет много пользы. На спину тараканов можно будет прикреплять микрофоны или крошечные видеокамеры и отправлять их за информацией в те места, куда человек проникнуть не может: заброшенные здания, канализационные трубы, вентиляционные отверстия. Лян и его команда собираются улучшить свое изобретение и разработать механизм, позволяющий с большей точностью управлять перемещениями тараканов. Есть еще одна серьезная проблема: все предшествующие эксперименты доказали, что через какое-то время насекомые начинают игнорировать электрические импульсы. А защитников животных, естественно, волнует этическая сторона эксперимента: несмотря на то, что тараканы – малосимпатичные создания, превращать их в киборгов довольно жестоко.