Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Насекомые

В поисках красоты: зачем священнослужитель коллекционирует бабочек

о. Сергий (Кашевник) Фото: Андрей Каменев
15 декабря 2015
/upload/iblock/03f/03fbb6efdca1c956d32443dba4714b0b.jpg
Отец Сергий разбирает пойманные во время экспедиции экземпляры, оценивает качество и сортирует для транспортировки.
Отец Сергий из подмосковного Звенигорода много лет коллекционирует бабочек. Свое увлечение священнослужитель считает неслучайным: в этих насекомых он видит напоминание всем нам о Царстве Небесном.
Когда мне было шесть лет, я соприкоснулся с иным миром, другой цивилизацией. Моя тетка принесла в дом книгу французского натуралиста Эжена Ле Мульта «Моя охота за бабочками». Со старинных рисунков на меня смотрели голубые морфиды, тропические цикады-фонарницы, гигантские усачи размером с ладонь, массивные, похожие на маленькие танки, носороги. Это было настоящее потрясение. Все в них поражает воображение. Как возможно, что червяк с виду (то есть гусеница) превращается в совершенно другое существо – с крыльями, сложными глазами, с брачным поведением? Проникнуть в тайны насекомых стало моей мечтой. Правда, потом энтомология была забыта на долгие годы – я вырос и выбрал медицину. Этот выбор соотносился с жизненной позицией, которая спустя годы привела меня к служению в Церкви. Возвращение к детской мечте было необычным. Лет десять назад меня пригласили освятить агентство по экстремальному туризму в одном из торговых центров. В помещении было пустовато – столы, стулья и голые стены. Внезапно мне пришла мысль, как можно украсить интерьер. Я подумал, что было бы неплохо разместить на стенах панно, изображающие дикую природу разных уголков Земли – Южную Америку, Африку, Юго-Восточную Азию. Взять искусственные цветы, листья, шпон редких пород деревьев из разных стран и создать композиции. Посадить на шпон бабочек...
Как возможно, что червяк с виду превращается в совершенно другое существо – с крыльями, сложными глазами, с брачным поведением? Проникнуть в тайны насекомых стало моей мечтой.
Чем больше я думал об этом, тем больше меня манила мысль о бабочках. И я рискнул отправиться в тропики. Вначале это была Малайзия, за ней в перерывах между служением последовали краткие экспедиции на Борнео, Молуккские острова и Соломоновы острова, в Новую Гвинею. Затем – перуанские Анды, Амазония и Французская Гвиана. В экспедициях меня часто сопровождает жена Юлия. Профессиональный архитектор и художник по образованию, она усовершенствовала распространенный во Французской Гвиане вид ловушки на дневных бабочек. Сам я специализируюсь на ловле ночных.
/upload/iblock/7d8/7d8c60074a61f03d56503988d7e46abe.jpg
Кузнечик-листовидка не замечает богомола, готового к атаке. Панама.
/upload/iblock/36f/36f77b5953a6b25edeacc14c02d25e55.jpg
Арлекин, как и многие жуки семейства усачей, ведет ночной образ жизни. Фото сделано за мгновение до взлета.
/upload/iblock/715/715b545c51748c1adde3b41c4b0fe7cb.jpg
Morpho cypris – одна из самых красивых морфид Центральной и Южной Америки. Обычно их можно встретить на высоте 4–5 метров над землей. Вниз они слетают очень редко, садятся – еще реже.
Часто сачок бесполезен. Например, некоторые виды амазонских красавиц на взлете развивают скорость 5–7 метров в секунду, и при этом очень пугливы. В тропиках большинство бабочек летает в верхнем ярусе леса, там, где растут цветы с нектаром. Лишь некоторым видам интересны замшелые стволы и редкие кустарники на земле. Ловить представителей видов, которые ищут гниющие фрукты, а минеральные соли добывают в тех местах, где соли выходят на поверхность земли, удобно с помощью ловушек с пищевой приманкой. Такие ловушки распространены в Южной Америке. Они обтянуты сеткой, в которой имеется отверстие для бабочек, а на дне, в пластиковой тарелке, – приманка. Обычно это несвежие бананы и ананасы, с добавлением алкоголя. Отведав такой «коктейль», бабочка уже не может взлететь. А как ловят насекомых, которые не спускаются к земле? В те редкие моменты, когда они все-таки спускаются. В сезон засухи в Африке, когда цветущих растений нет, некоторые бабочки добывают белок и минеральные соли из трупов животных. Вообще, нужно знать образ жизни разных насекомых, иначе их можно никогда не увидеть и не поймать. Например, на Борнео оби-тает редкий вид парусника – Troides miranda. Это мощная бабочка, летающая высоко и быстро. Но есть перевал, через который парусники дважды в сутки перелетают из одной долины в другую на высоте всего двух-трех метров. Тут их и можно поймать сачком. А часы лёта бабочки выдерживают точнее, чем самолеты в аэропортах. Бывают особые случаи. Один из них связан с именем того самого Эжена Ле Мульта, чья книга так поразила меня в детстве. (Классик французской энтомологии, он был обладателем крупнейшей частной коллекции бабочек и главным их продавцом в мире. Среди клиентов Ле Мульта были все знаменитые коллекционеры того времени – от Владимира Набокова до японского императора Хирохито.) Но вернемся к методу. Бабочки вида Morpho eugenia из Французской Гвианы ведут сложный образ жизни. Летают они либо ранним утром, либо в ранних сумерках, и лёт длится около 20 минут. Однажды, когда Эжен Ле Мульт подобрал мертвого самца морфо евгении, на бабочку спикировал другой самец – морфиды конкурируют за территорию, и самцы стараются друг друга изгонять. Заметив это, Ле Мульт стал прикреплять к шапке кусочки голубой фольги и таким образом успешно привлекал самцов морфид.
Ночных бабочек ловят, приманивая их на свет ультрафиолетовых ламп. Но если небо ясное, а луна полная, удачной охота не будет. Лучшая пора – дождливые ночи. Высокая влажность помогает бабочкам расправлять крылья (у крупных видов, например у сатурний, этот процесс занимает около часа). Кроме того, дождь нарушает эхолокацию у летучих мышей, десятками тысяч вылетающих на охоту, – бабочки становятся для них как бы «невидимыми». Ночная ловля – необыкновенно волнительный процесс: на свет может прилететь кто угодно, новые виды открывают постоянно. Но и дневная ловля полна сюрпризов. Однажды во Французской Гвиане моя жена пошла проверять ловушки. Осторожно опуская ловушку с пятиметровой высоты, на которой чаще всего летают морфиды, она заметила в ней гигантского Morpho rethenor – и в ту же секунду поняла, что это не самец (их мы ловили неоднократно), а крупная самка, поймать которую мечтает каждый коллекционер. Руки не должны трястись – если бабочка испугается, то моментально вылетит из ловушки. И вот, затаив дыхание, Юлия медленно опускает ловушку... еще секунда – и редчайший экземпляр у нее в руках! Насколько мне известно, это единственный случай поимки самки данного вида ловушкой. Вредит ли природе человек c сачком? Энтомологами в природе отлавливается ничтожное количество особей, если сопоставлять с размерами популяции. Критическим образом на биоразнообразие влияет планомерное уничтожение среды обитания.
/upload/iblock/1c4/1c437a78ea886e721c1d7987e7b4ff0c.jpg
/upload/iblock/7e7/7e75ec6aaa7e4c134560c9a2f104b1d3.jpg
Горный лес Панамы – среда обитания множества видов насекомых.
/upload/iblock/a5d/a5d42d15266fb03c7cca07a49303c842.jpg
На переднем плане – самец коридала. Рядом с отцом Сергием – тоже священник, отец Симеон, который время от времени участвует в поездках коллеги.
Во время одной из экспедиций на Борнео мне довелось жить в горном лесу, в лагере, где работали малайские энтомологи, изучавшие редкие виды жуков. Я сразу обратил внимание на то, что в окружающем нас лесу очень мало видов орхидей, всего три-четыре, при том что на Борнео около 1600 видов орхидных. Проводник объяснил: «Посмотри, больших деревьев нет – они все спилены на мебель». В погоне за редкой древесиной сначала выжигается и вырубается весь подлесок, а когда большие деревья валят и осучковывают, все орхидеи погибают на земле. Позднее я увидел, как валят лес на Борнео. Когда многометровый гигант спилен, он падает на землю с невыносимо горестным стоном-cкрежетом, словно убитый на войне человек... Другой пример: в Амазонии ботаники нашли на опушке леса ранее неизвестный вид орхидеи, а, когда вернулись на следующий день, оказалось, что весь участок вырублен нефтяной компанией. И теперь этот вид орхидеи сохранился только в ботанической коллекции! Точно так же обстоит дело и с насекомыми. В природе их десятками тысяч поедают животные – птицы, звери, и особенно летучие мыши. Но целые популяции вымирают по другой причине – в результате хищнической хозяйственной деятельности человека. Многим видам насекомых суждено остаться только в коллекциях – хранилищах памяти человечества о природе.
/upload/iblock/0d6/0d60554bab0c552aa0502c7df233d66c.jpg
В коллекции бабочек, наряду с морфидами есть одна аматузида с Борнео (третья снизу, левая сторона) и одна нимфалида из Амазонии (третья снизу, правая сторона).
/upload/iblock/c68/c68bf3010641f08da53420f01674cefc.jpg
У коллекции жуков обширная география – от Новой Гвинеи до Амазонии. В центре – дровосек-титан, считающийся самым большим жуком в мире (средняя длина – 130 миллиметров).
Что заставляет людей коллекционировать бабочек? Человечество стремительно теряет красоту. Красота жизни сменяется безобразием, а безобразный – это не просто некрасивый. Безобразие – отсутствие образа красоты. Первозданная Богом красота мира сохраняется ныне в неповрежденном виде в цветах и бабочках (в древности душу человека не случайно уподобляли именно бабочке). У бабочек есть одно удивительное свойство, на которое никто сейчас не обращает внимание. Они сохраняют красоту и после смерти, а это значит, что в них продолжает оставаться жизнь. Смерть есть утрата жизни, а там, где жизнь не умирает, она всегда сохраняет красоту. Поэтому бабочки были и будут окнами в Первозданный Мир, открытыми для нас. Второе свойство бабочек: на своих крыльях они несут все оттенки неба – от сияющего белого и нежно-бирюзового до черно-грозового. Поэтому бабочки всегда были и будут фотографическими отпечатками неба. Созерцание красоты бабочки подобно созерцанию неба, столь необходимого для каждого человека. Бабочки, как и вся природа, – это не падшая часть Мира, которая, в отличие от человечества, осталась в воле Творца. Поэтому для человека они являются живым напоминанием о Царстве Небесном.