Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Насекомые

В Сибири выращивают клопов, охотящихся на колорадских жуков

Наука в Сибири
01 октября 2020
_-.jpg
Клоп рода Podisus
Фото: sbras.info
Сотрудники Сибирского федерального научного центра агробиотехнологий РАН разрабатывают биологические методы борьбы с вредителями и болезнями растений.

В центре разводят хищного клопа рода Podisus для борьбы с колорадским жуком (Leptinotarsa decemlineata) и кубинскую божью коровку для уничтожения тли, сообщает «Наука в Сибири».

«Мы занимаемся разработкой и совершенствованием экологически безопасной защиты растений от вредителей и болезней с использованием микроорганизмов и энтомофагов. Это позволяет использовать не химические препараты, вредные для окружающей среды, а биологические средства, которые воздействуют только на целевые объекты и не оказывают негативного влияния на все остальное», — Ирина Андреева, заведующая лабораторией биологического контроля фитофагов и фитопатогенов СФНЦА РАН.

В лаборатории разводят и насекомых-вредителей (например, капустную моль, многоядного лугового мотылька), и их естественных врагов — возбудителей болезней, и энтомофагов — полезные виды насекомых, которые питаются вредителями. Как раз к ним и относится хищный клоп рода Podisus, охотящийся на колорадского жука.

«Этот клоп завезен с юга, он теплолюбивый, поэтому у нас в Сибири не живет и не приживется. Опасности того, что он заселит наш регион, нет», — Екатерина Ульянова, старший научный сотрудник лаборатории.

В этом году хищного клопа рода Podisus уже пробовали выпускать в открытый грунт, на картофельные участки, но говорить об эффективности такого метода пока рано. По словам ученых, для этого необходимо провести еще целую серию исследований, оптимизировать нормы выпуска, понять, на какой стадии развития лучше всего его выпускать — личинки или взрослой особи.

Другой перспективный энтомофаг — кубинская божья коровка. Ее маленькие прожорливые личинки отлично уничтожают тлю. В отличие от местных собратьев, кубинская божья коровка способна размножаться круглый год, она не впадает в спячку и потому удобна для научных исследований. Однако сибирские божьи коровки тоже испытываются учеными СФНЦА РАН.

Биологические методы борьбы с вредителями и патогенами изучаются и в молодежной лаборатории регуляции микробиоценозов сельскохозяйственных животных и растений. Здесь исследуются новые пробиотические препараты с антимикробной и инсектицидной активностью, разрабатываются новые подобные вещества, используются системы генетического конструирования и биоинженерии микроорганизмов для улучшения их ценных свойств.

На основе лабораторной коллекции будут выбраны штаммы микроорганизмов бактерий рода Bacillus и различных грибов для создания опытных партий пробиотических препаратов.