Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Насекомые

Желтолихорадочные комары научились пить кровь людей из-за нехватки воды

National Geographic Россия
24 июля 2020
Aedes aegypti
Фото: Wikimedia Commons
Такую гипотезу выдвинули ученые из Принстонского университета в Нью-Джерси, США, и их коллеги из других стран.

Многие комары кусают самых разных животных, но некоторые специализируются на людях, и до сих пор никто не знает почему. К таким насекомым относятся желтолихорадочные комары Aedes aegypti, которые являются переносчиками лихорадки денге, желтой лихорадки и вируса Зика. A. aegypti в основном кусают людей, но некоторые африканские популяции этого вида имеют более широкий рацион.

«Никто на самом деле не проводил и систематически не характеризовал поведенческие изменения комаров в Африке», — Ноа Роуз, ведущий автор исследования из Принстонского университета.

Исследователи отобрали яйца A. aegypti из 27 мест в Африке к югу от Сахары и вырастили их в лаборатории. Затем они поместили комаров в камеры, где те могли уловить запах человека или животного (в качестве примера ученые указали морскую свинку и перепела), чтобы узнать, что предпочтут насекомые.

Ученым пришлось построить модель, чтобы определить факторы, влияющие на предпочтения комаров. Выяснилось, что особи, которых собрали из регионов с долгим и интенсивным сухим сезоном, гораздо чаще предпочитали людей. Аналогичные вкусы оказались у комаров, которые были собраны в городах.

По словам Роуз, длительный сухой сезон является проблемой для A. aegypti, потому что эти комары зависят от стоячей воды, чтобы выводить потомство. Люди часто создают вокруг себя источники стоячей воды, поэтому исследователи предполагают, что комары на протяжении столетий выбирали для жизни места вблизи людских поселений и развивались таким образом, чтобы кусать людей.

Кроме того, ученые с помощью своих моделей показали, что к 2050 году все большее количество A. aegypti будут отдавать предпочтение людям по сравнению с животными, что окажет дополнительное влияние на эволюцию этих насекомых.