Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Насекомые

Зомби-апокалипсис: как осы поработили пауков

Дарья Желнина
06 августа 2015
/upload/iblock/a37/a371a9315297c03c5cdb2fde2e9b8543.jpg
Паразитирующие осы заставляют пауков плести коконы для защиты и “вынашивать” их личинок.
Все начинается с того, что оса пикирует на паука и жалит его, вызывая временный паралич. Затем она откладывает яйцо в брюшко паука или приклеивает его, а потом улетает. Через несколько недель яйцо превращается в личинку и начинает расти, высасывая кровь паука. Когда личинка достигает последней стадии своего развития, она заставляет арахнида плести сети. Из нее она создает себе кокон, убив перед этим паука и высосав его содержимое. Годами ученые пытались понять, как личинкам ос удается заставлять пауков выполнять их приказы. Сначала они предполагали, что это связано с истощением арахнид из-за потери большого количества крови. Современные исследования показывают, что это более сложный процесс. Для изучения были выбраны 1600 пауков вида Cyclosa argenteoalba. На 23 серебристо-белых пауках были обнаружены паразитирующие личинки Reclinervellus nielseni. Этих арахнид забрали в лабораторию и сняли на видео то, как они плетут специальные сети для кокона. Затем ученые сравнили поведение зомби-пауков с поведением представителей отряда в нормальном состоянии. Обычно пауки Cyclosa argenteoalba плетут два типа сетей. Липкие и круговые паутины используются для ловли насекомых и для “отдыха”. Второй тип сетей арахниды плетут в период линьки, чтобы сделать из нее кокон. Внешне такая паутина напоминает гамак.
Исследователи обнаружили, что из 11 личинок, которые достигли стадии куколки, десять смогли заставить пауков плести сети для изготовления кокона. При этом нити такой паутины были намного прочнее других типов сетей. Один из авторов работы, опубликованной в журнале The Journal of Experimental Biology, Кейзо Такасука (Keizo Takasuka) объясняет это тем, что линька у пауков длится всего нескольких дней, поэтому им не нужна дополнительная защита. Личинка осы, наоборот, развивается в коконе более 10 дней. В течение этого времени она уязвима для хищников, поэтому прочный кокон - это эффективный способ обезопасить себя. Получается, что личинкам удается “перепрограммировать” пауков. Точно установить, что происходит между личинкой и арахнидом, пока не удалось. Биолог Уильям Эберхард (William Eberhard) из Университета Коста-Рики предполагает, что личинка впрыскивает в брюшко паука ферменты, которые поступают в мозг и “включают режим линьки”.