Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Исполинские ящерицы пугают врагов синим языком

08 июня 2018
/upload/iblock/e49/e49d78e9ebac8864dbf8694a83a315a7.jpg
Фото: Behavioral Ecology and Sociobiology
/upload/iblock/eb6/eb6d4cbbffbcd6f606f2778be7c33a2e.jpg
Фото: JJ Harrison/Wikipedia
/upload/iblock/9e9/9e96857d617923266d60e6dcdb37f857.jpg
Фото: Behavioral Ecology and Sociobiology
В Австралии и на островах Океании распространены исполинские ящерицы – полуметровые рептилии с языком очень странной окраски.
Исполинские, или гладкие ящерицы, а также тиликвы (лат. Tiliqua) относятся к семейству сцинковых. Род насчитывает 7 видов, имеющих такие общие черты, как плотное тело, короткие пятипалые конечности и большая треугольная голова. Характерной особенностью рода является широкий язык кобальтово-синего цвета. Среди отличий – чешуя (гладкая или бугристая), а также размер хвоста, служащего для накопления запасов жира. Наиболее мелкий представитель рода, аделаидская исполинская ящерица (T. adelaidensis), достигает в длину всего около 10 см, тогда как наиболее крупная из рептилий - это северный подвид обыкновенного синеязыкого сцинка (T. scincoides intermedia) с длиной до 76 см. Эти животные являются отличными мастерами маскировки – невзрачная окраска позволяет им сливаться с пейзажем. Основу их рациона составляет растительная пища, другие беспозвоночные, а также грибы, птичьи яйца, падаль и даже пищевые отходы. В свою очередь, на исполинских ящериц охотятся хищные птицы, динго, куницы, собаки и кошки, змеи. При опасности синеязыкие сцинки демонстрируют характерную оборонительную позу: раздуваются, шипят, широко раскрывают пасть и высовывают язык, который резко выделяется на фоне ярко-красной слизистой оболочки ротовой полости. Австралийские биологи предположили, что необычный цвет языка помогает ящерице отпугивать врагов, и эта догадка подтвердилась. Более того: выяснилось, что синий отражает ультрафиолетовое излучение, при этом тыльная сторона языков почти в два раза ярче, чем кончики. Ящерица остается невидимой до самого последнего момента, а затем она стремительно высовывает свой светящийся язык, приводя неприятеля в замешательство. Ученые проверяли эту модель поведения с участим разных животных, и во всех случаях сцинк подпускал хищника на максимально близкое расстояние. Это объяснимо: если бы он начал размахивать ярким языком раньше, охотник, продолжая приближаться, успел бы успокоиться. Большинство врагов сцинка способны видеть в ультрафиолетовом диапазоне. Таким образом, синеязыкие ящерицы в процессе эволюции выработали наиболее эффективный способ заставить охотников держаться от себя подальше. Узнайте про других сцинков – желтобрюхих.