Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Извержение супервулкана: на спасение у человечества будет всего год

Популярная Механика
22 июля 2016
/upload/iblock/0e3/0e354d08d8bbb574efa452b84a39dc26.jpg
Фото: Сергей Горшков
/upload/iblock/72d/72d8dd5c46f29d0b7bc431bc59335cd2.jpg
Парикутин – самый младший вулкан Северной Америки. 1943 год.
Фото: R.E. Wilcox, U.S. Geological Survey.
/upload/iblock/2b3/2b3b32243dbac2260af9d800abdfdb23.jpg
Фото: Сергей Горшков
/upload/iblock/5a4/5a4b777b63d58efdf3e1d4efbfbc7c42.jpg
Извержение вулкана Павлова на Аляске. 28 марта 2016 года.
Фото: Alaska Volcano Observatory
Вулканические суперизвержения способны привести к глобальным изменениям климата на планете. В случае возникновения такой угрозы у человечества будет всего год на принятие ответных мер.
Гильермо Гуалда из Университета Вандербильта и Стивен Саттон из Университета Чикаго доказали в своей статье, опубликованной в журнале PLoS ONE, что подобным супервулканам нужно совсем немного времени, чтобы взорваться, даже если они формировались десятки тысяч лет. Все начинается с того, что магма в мантии поднимается к земной коре, будучи не в состоянии нарушить ее поверхность. В итоге образуется своеобразный пузырь, давление и температура внутри которого постоянно растут из-за прибывающей снизу магмы. Когда наконец извержение происходит, то последствия его могут обернуться настоящей катастрофой — такой вулкан способен выбросить в небо до 1000 кубических километров пепла. Наша планета уже пережила несколько масштабных извержений в недавнем (относительно ее возраста) прошлом. Например, супервулкан Таупо в Новой Зеландии взорвался 26 500 лет назад, а вулкан Тоба в Суматре (Индонезия) пробудился еще раньше — примерно 74 000 лет назад, выбросив порядка 2 800 кубических километров скальной породы. Это не аномалии, такое поведение для земной коры считается нормой, вопрос лишь в том, когда именно нам надо ждать очередного извержения. Существует мнение, что подобная вулканическая активность спровоцировала сход ледника в прошлом и вполне способна принести конец человеческой цивилизации, такой, какой мы ее знаем сегодня. «Такие «нагноения» обычно возникают в полостях коры планеты в течение нескольких десятков тысяч лет, после чего им требуется еще несколько тысячелетий для того, чтобы достигнуть критической стадии. Однако процесс декомпрессии, когда мы в состоянии засечь вулканическую активность по пузырям газа, начинается менее чем за год до извержения», – рассказывает Гуалда. Ученые пришли к такому выводу, анализируя небольшие кристаллы кварца в пемзе, которая возникла около миллиона лет назад. Анализ показал, что более чем в 70% случаев рост обода был меньше года (кварцевые диски обычно растут в ближайшие дни и недели до извержения). По словам ученых, в случае возникновения новой угрозы, времени у нас будет совсем немного. Хотя современная техника в состоянии обнаружить магматические карманы, каждый прецедент нужно рассматривать с особой тщательностью — иначе он может оказаться фатальным для всего человечества.