Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Крики на ВДНХ: косатки в неволе

Софья Демьянец
30 октября 2014
/upload/iblock/113/113aea3ffb68020bcdeb2ecaf8f46299.jpg
В топливных цистернах на территории ВДНХ в течение почти года содержатся косатки. Руководство ВДНХ пообещало, что киты будут переведены в океанариум до конца года.
На протяжении вот уже нескольких месяцев посетители выставочного комплекса ВДНХ могли слышать всплеск воды и крики морских млекопитающих, доносившиеся из цистерн за павильоном «Электрификация», которые спрятаны под надувным ангаром. Впоследствии полиция подтвердила, что в цистернах действительно находятся киты - 7-летняя самка косатки по кличке Нарния и 5-летний самец. Эти крупные морские животные, весящие более тонны каждое, были доставлены в Москву в декабре прошлого года. По сообщению полиции, этих китов забрали у браконьеров в период с середины 2012 года по середину 2013 года в Охотском море на Дальнем Востоке. Китов привезли в Москву для нового океанариума, строительство которого должно было быть закончено весной этого года, однако его открытие задержалось. В результате этого косатки в течение уже 10 месяцев вынуждены пребывать в цистернах. Тем не менее руководство ВДНХ уверяет, что животные содержатся в подходящих для них условиях, о чем написало на официальной странице выставочного комплекса в соцсети Facebook. По их словам, бассейны для косаток составляют 25 метров в диаметре и 8 метров в глубину каждый, при том, что «размеры самих касаток – 5,5 и 4,5 метра». Утверждается также, что животных кормят «12 разными сортами рыб». Однако, согласно мнению ведущих в РФ специалистов по морским млекопитающим, даже такие размеры резервуаров не подходят для жизни в них косаток. По словам руководителя морской программы WWF России Константина Згуровского, в естественных условиях косатки преодолевают до 150 километров в день, поэтому содержание в таких резервуарах может вызвать у них стресс и сделать опасными для дрессировщиков. К слову, иллюстрацией к тому, как жизнь в неволе влияет на косаток, служит вызвавший широкий общественный резонанс документальный фильм «Черный плавник» 2013 года, рассказывающий о самце косатки, который убил трех человек в морских парках США из-за полученной психологической травмы. Некоторые специалисты по морским млекопитающим высказывают предположение, что привезенные в Россию косатки вполне могут повторить судьбу главного героя фильма. Сегодня, несмотря на свое заявление о подходящих условиях существования косаток, руководство ВДНХ отказывается пускать журналистов и зоозащитников посмотреть, где содержаться киты, аргументируя это тем, что животные могут испугаться. По последней информации, в океанариум китов-косаток собираются перевезти в декабре этого года. В настоящее время лишь немногие страны отказались от использования китообразных и других морских млекопитающих в индустрии развлечения. К таковым относятся Бразилия, Великобритания, Чили, Индия, Греция и Швейцария.