Журнал №189, июнь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа
Удивительные факты об интеллекте белок
Софья Демьянец
24 октября 2014
/upload/iblock/ad4/ad410bf64ee320b198840debeb7e0dfd.jpg
В семействе беличьих 285 видов, которые распространены по всему миру. Самый маленький представитель семейства – карликовая белка в Западной Африке, по своей массе не превышающая 16,5 грамма, а самый крупный – алтайский сурок, вес которого достигает почти 9 килограммов. Автор фото: Gilles Gonthier.
/upload/iblock/1c5/1c5fe981807eb73ae4a7d1d9efa9a52d.jpg
Каролинская белка (Sciurus carolinensis). Автор фото: A.jo.
/upload/iblock/692/69264847e63f071449cbe8f1779146bf.jpg
Белка Дугласа (Tamiasciurus douglasii). Автор фото: Walter Siegmund.
/upload/iblock/907/907f087d2cb1b29c01a7fb3e632ef0ce.jpg
Молодые красные белки (Tamiasciurus hudsonicus). Автор фото: Gilles Gonthier.
/upload/iblock/479/4797f60560cdfc354f065790fe435340.jpg
Желуди красного дуба. Автор фото: Dcrjsr.
В настоящее время белки в большей части Северного полушария заняты запасанием семян и орехов на зиму, однако большинство из нас немногое знают об этом беличьем занятии. Предлагаем вашему вниманию несколько удивительных фактов о подготовке белок к зиме.
1. Делая запасы, белки приносят пользу деревьям. Как известно, многие белки закапывают желуди в землю, чтобы впоследствии их выкопать и съесть. Так, например, одна каролинская белка способна создавать несколько тысяч таких тайников с желудями каждый год. Впрочем, немногие из них она потом сможет отыскать. Подобная ситуация благоприятно влияет на деревья. Белки собирают желуди в основном под дубами, а хоронят их вдалеке от них. Таким образом, белка помогает растению расселяться на большие расстояния.

2. Делая запасы, белки могут также навредить деревьям. Так, например, красные белки и белки Дугласа, распространенные в Северной Америке, питаются в основном семенами из сосновых шишек. Эти белки либо поедают найденную пищу немедленно, либо запасают её в тайниках в самих деревьях. Обычно в таких «кладовых» слишком сыро, и у семян мало шансов на то, чтобы прорасти. Белкам такое место для запасов позволяет почти всегда оставаться сытыми в холодное время года, однако деревья получают меньше шансов на воспроизведение.

Стоит также отметить, что в исследовании, опубликованном в 1995 году в журнале International Journal of Organic Evolution, говорится, что деревья выработали способы «борьбы» с подобным поведением белок. Так, в Скалистых горах Северной Америки, где распространены красные белки, шишки сосны мягкой имеют семена с более толстой оболочкой и покрыты большим количеством смолы. Это делает их менее доступными для белок. Кроме того, исследователи обнаружили также, что в этих шишках гораздо меньше семян, чем у сосен этого же вида в других местах, и они имеют меньшую питательную ценность.

3. Белки сушат грибы на зиму. Одна из составляющих рациона красных белок – грибы. Иногда они вешают их между веток на деревьях, чтобы их можно было съесть зимой. Также в таких грибах реже заводятся личинки насекомых и нематоды.

4. Белки разбираются в «садоводстве» и хорошо знают то, что они едят. Так, серые белки отличают желуди красного дуба от белого и хранят каждые определенным образом. Поскольку желуди белого дуба прорастают почти сразу, как они попали в землю, то белки едят их немедленно, поскольку проросшие желуди теряют свою пищевую ценность. В то же время желуди красного дуба не прорастают до весны, поэтому белки предпочитают зарывать их для зимних «перекусов». А в 1996 году в журнале Animal Behavior было опубликовано исследование, согласно которому некоторые белки прокусывали зародыши желудей белого дуба, чтобы те не прорастали, и зарывали их в землю подобно желудям красного дуба. Более того, ученые были свидетелями того, как белки выкапывали некоторые желуди красного дуба, которые они, вероятно, не собирались есть зимой, прокусывали их зародыши и закапывали вновь для хранения до следующей зимы.