Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Как гориллы прощаются с усопшими

05 апреля 2019
/upload/iblock/490/4908c4f5bbf5c061ed58cb501d97e5ce.jpg
Фото: Dian Fossey Gorilla Fund International
/upload/iblock/8e1/8e119630dcdafaf096462e24d4556eb6.jpg
Фото: Dian Fossey Gorilla Fund International
Ученым удалось заснять, как животные собираются вокруг мертвых сородичей.
Думаете, только люди способны скорбеть по умершим? Отнюдь: в мире фауны есть немало примеров – например слоны и косатки оплакивают сородичей. В списке животных с примечательными «погребальными обрядами» числятся и гориллы.

Учёные из Руанды и Демократической Республики Конго, наблюдая за несколькими группами африканских горилл, зафиксировали их реакции на смерть сородичей: 35-летнего доминантного самца по кличке Тит (Titus) и 38-летней доминантной самки подвида восточная горная горилла (лат. Gorilla beringei beringei) по кличке Так (Tuck). Обе особи умерли за несколько часов до момента наблюдений из-за возрастных болезней. И в еще одном случае восточные равнинные гориллы (лат. Gorilla b. Graueri) обнаружили тело чужака – самца гориллы их подвида, не входившего в их группу.

Приматологи полагали, что ритуалы будут отличаться: знакомым, и тем более доминантным особям должно быть оказано больше почтения, чем постороннему умершему. Догадки подтвердились лишь отчасти. На удивление, во всех трех случаях поведение по отношению к мертвым было одинаковым: животные располагались вокруг усопшего, смотрели на него, обнюхивали, трогали, причесывали и облизывали. Некоторые проявляли знаки агрессии – разбрасывали траву или пинали тело.

Однако время, отведенное на ритуал прощания напрямую зависело от знакомства с покойным. В частности, молодой самец, которого после смерти его матери воспитал Тит, оставался с ним на протяжении двух дней и даже спал рядом. А сын умершей самки заботился о ее теле и даже пытался пососать грудь, хотя уже давно был отлучен. Ученые не сомневаются, что это указывает на его сильные переживания.

Между тем наличие ритуалов прощания не только позволяет больше узнать о поведении горилл – это же заставляет бить тревогу. Если гориллы воздают почести каждому покойному – они становятся распространителями заболеваний. Контакты между здоровыми особями и зараженными телами могут быть одним из основных путей передачи лихорадки Эбола и других опасных заболеваний, убивающих животных и людей.