Журнал №189, июнь 2019
/upload/iblock/371/371c6014eeeec415fee34b4ee8dd245a.jpg
Фото: Royal Society Open Science
/upload/iblock/138/138fac01bf8d36c1bbe532440318c003.jpg
Фото: Museos Cient?ficos Coru?eses/Flickr.com
Процесс образования жемчужины в раковине моллюска был известен ученым в общих чертах. Теперь появились новые подробности: оказывается, почти целый год жемчужина вращается.
Исследование проводилось группой специалистов из Франции, Французской Полинезии и Катара; его результаты опубликованы в в журнале Royal Society Open Science. Жемчужина образуется внутри раковины после попадания туда постороннего предмета - такого как песчинка. Внутренняя оболочка раковины очень нежная, поэтому моллюск для защиты начинает вырабатывать вещества, обволакивая раздражитель так называемым «жемчужным мешочком». Песчинка послойно покрывается перламутром – органоминеральным агрегатом карбоната кальция и конхиолина, и до момента формирования жемчужины, представляющей интерес для сборщиков, проходит около года. Жемчужины не обязательно бывают идеально круглыми, а их поверхность не всегда гладкая. Это наталкивало ученых на мысль о перемещениях внутри раковины в процессе развития, но доказано это было только сейчас. Для эксперимента была создана специальная установка: стеклянный купол с морской водой и водорослями для питания моллюсков. Затем 15-ти «участникам» – устрицам Pinctada margaritifera – были введены магнитные частицы диаметром 6,6 миллиметра. После начала процесса формирования жемчуга моллюсков переместили в купол, вокруг которого было оборудовано 25 магнитных датчиков. Эксперимент показал, что приблизительно с 40 дня после попадания раздражителя в раковину он начинает вращаться, и это не прекращается до самого конца. Вращение происходит по-разному: у одних моллюсков частицы двигались по стабильной траектории, тогда как у других – хаотично. Различалась и скорость; среднюю ученые вычислили как 1,27 град/мин. Благодаря всем этим различиям каждая жемчужина и оказывается не похожей на другую. Прочтите также о том, как появляется пещерный жемчуг; узнайте о необычных моллюсках.