National Geographic №197, февраль 2020
National Geographic Traveler №73, февраль – март 2020
Природа

Как морская львица ловит ритм: видео

04 августа 2016
/upload/iblock/ba9/ba9f8780c795fc899c6c1e3c176dd73d.jpg
Фото: Alejandro Hernandez/Flickr.com
/upload/iblock/dd7/dd7d3d2fc7b713d84a5bbdea05a5e1b6.jpg
Фото: Paul Krawczuk/Flickr.com
До недавних пор ученые считали, что животные не способны реагировать на мелодию и ритм – но в 2009 году эту теорию опроверг танцующий какаду. Вскоре к числу меломанов добавились другие попугаи, обезьяны и даже морская львица.
Сотрудники Института морских наук Калифорнийского университета в Санта-Крузе Питер Кук (Peter Cook) и Эндрю Руз (Andrew Rouse) на протяжении многих лет изучают особенности поведения обитателей аквариума, действующего при научном учреждении. Семилетняя самка морского льва по кличке Ронан оказалась настолько интересным объектом, что ученые в свободное от работы время ставили перед ней задачи, выходящие за рамки их основного исследования. Биологи стали включать ей различную музыку, награждая лакомством за реакцию.

Этот эксперимент был поставлен в 2013 году, а затем, продолжая практические опыты, ученые подвели под них теоретическую базу. Как напоминают авторы статьи, опубликованной в Frontiers in Neuroscience, ранее развитие музыкальности напрямую связывалось с речевыми способностями и, соответственно, с работой близких нейронных паттернов. В пользу этого утверждения говорили и открытия, сделанные с 2009 года: тогда попугай по кличке Snowball первым из представителей мира фауны продемонстрировал глубокое понимание музыки и танца.

Позднее специалисты проводили эксперименты с волнистыми попугайчиками, орангутанами и другими животными, и многие из них показывали похожую реакцию. Однако всех подопытных объединяла общая черта: умение подражать чужим звукам. У морских львов такой способности нет, поэтому ученым пришлось найти другое объяснение наличию чувства ритма.

Давая Ронан слушать различную музыку, авторы исследования установили, что скорость ее адаптации к ритму рассчитывается по формулам для колебаний маятников. Таким образом, в основе музыкального восприятия может лежать нейронный резонанс. Ритм вызывает синхронизацию срабатывания нейронов в слуховых центрах головного мозга и приводит к согласованным вспышкам активности в нейронах других областей. Подобная цепочка действий не требует наличия столь же сложного мозга, как у приматов. Узнайте, на какую музыку реагируют золотые рыбки.