Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Как морские млекопитающие прощаются со своими близкими

19 июля 2016
/upload/iblock/470/47045d075b22967beaa753919da95c07.jpg
Фото: Alexander Vasenin/Wikipedia
/upload/iblock/57e/57e756181fa93f3425d8f7780149ce3b.jpg
Фото: NOAA/Wikipedia
/upload/iblock/7f9/7f98589545f6302c365c48f61f858f22.jpg
Фото: Gabriel Barathieu/Flickr.com
/upload/iblock/3d7/3d7f298dcdb175100b3198ace5abe0f7.jpg
Фото: Serguei S. Dukachev/Wikipedia
Ученые обнаружили, что по крайней мере для семи видов морских млекопитающих характерно «человеческое» отношение к смерти: у них есть своеобразные похоронные ритуалы.
Поведение млекопитающих, обитающих в морях и океанах по всему миру, изучали морские биологи из Италии. Результаты исследования опубликованы в Journal of Mammalogy. Наличие ритуалов, напоминающих сопровождение в последний путь, было замечено у индийской афалины (Tursiops aduncus), длиннорылого продельфина (Stenella longirostris), косатки (Orcinus orca), австралийского горбатого дельфина (Sousa sahulensis), кашалота (Physeter macrocephalus), серого дельфина (Grampus griseus) и короткоплавниковой гринды (Globicephala macrorhynchus). В случае смерти одного из сородичей представители этих видов животных не сразу отпускают его: сначала они плывут «вместе», поддерживая неподвижное тело. Авторы исследования поясняют: нет никакого сомнения в том, что животные находятся в состоянии боли и стресса, они не готовы быстро расстаться со своими близкими. В одном из наблюдаемых случаев индийская афалина толкала труп меньшего размера, уже заметно разложившийся. Ученые полагают, что это мать продолжала прощаться со своим малышом. А возле американского побережья самка косатки долгое время плавала с погибшим детенышем, держа его во рту так, чтобы его голова оставалась на поверхности. Короткоплавниковые гринды в Атлантическом океане продемонстрировали коллективную эмпатию: стая окружила скорбящего и его покойного близкого, и на протяжении долгого времени они плыли подобной процессией. Похоронные ритуалы достаточно хорошо изучены у наземных млекопитающих; столь подробное исследование на примере обитателей морей было проведено впервые.