Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Природа

Как морские звезды удивили ученых

17 июня 2015
/upload/iblock/ddd/ddda545a9bbeed599ea72e4e534baf4a.jpg
Фото: Greg Habermann/Flickr.com
/upload/iblock/eea/eeadc922ab4ed3b0df358d4ece30ffc7.jpg
Фото: Андрей Полукаров
/upload/iblock/928/9282934952d22d4126e2a624e846d41c.jpg
Фото: Соколова Оксана Николаевна
/upload/iblock/7f6/7f6fbd0f5eeaa9bb4b7625cad382d5ee.jpg
Фото: Александр Юркевич
/upload/iblock/27a/27a8d643ba4d0faba44fc3e8f7f81d1f.jpg
Фото: Oleg Mileev (Kamintsev)
У морских звезд есть «суперспособность»: они могут удалять вживленые им чипы, не повреждая при этом свой организм. Ученые в растерянности: без микрочипов наблюдать за морскими звездами в их естественной среде не получится.
Необычные свойства морских звезд случайно обнаружили студенты Университета Южной Дании. В рамках исследования им потребовалось пометить датчиками ряд живых организмов – от кошек и собак до морских звезд. Современные микрочипы, создающиеся для подобных научных работ, вводятся безболезненно. Находясь внутри организма, они не причиняют его носителю никакого дискомфорта, зато ученые получают эффективный инструмент наблюдения за представителями фауны. К удивлению датских биологов, морские звезды вида красный астериас (Asterias rubens) «отказались» участвовать в экспериментах: все имплантированные им чипы были аккуратно выдавлены наружу. Студенты провели еще несколько подобных тестов уже специально, закрепив свои выводы. Результаты исследования опубликованы в журнале The Biological Bulletin; молодые ученые также сняли небольшое видео, демонстрирующее «суперспособность» морской звезды.
Исследователи поясняют: самостоятельно удалять инородное тело может большинство живых организмов. Например, получивший занозу человек спустя какое-то время обнаружит ее у поверхности кожи. Но все это не идет ни в какое сравнение с морскими звездами: на настоящий момент это единственный известный науке представитель фауны, способный безболезненно для себя отторгать что-то, размещенное глубоко внутри организма. Физиология морских звезд сильно отличается от других живых существ. Лучи (или руки) животного обладают множеством функций и могут регенерироваться. Они включают в себя органы чувств, осязательные окончания кожи, отростки половых органов и пищеварительные выросты желудка. Чип, имплантированный в центр тела морской звезды, аккуратно движется по всей этой сложной системе и затем выдавливается у окончания луча. Ни один из внутренних органов при этом не повреждается. Узнайте о морских звездах больше; прочтите, как ученые используют чипы для наблюдения за питонами.

Что умеет робот-осьминог: видео