Журнал №190, июль 2019

Как охлаждаются зебры

19 января 2015
/upload/iblock/77d/77dd5ed2270ffe014fadb7862a3cf042.jpg
Автор фото: Geof Wilson.
На протяжении многих лет ученые искали ответ на вопрос, зачем зебрам нужны полоски. Существует несколько одинаково логичных гипотез, но наиболее аргументированное обоснование существует лишь у одной.
Черно-белая полосатая окраска у каждой зебры уникальна; ее можно сравнить с отпечатками пальцев у человека. По рисунку детеныш зебры узнает свою мать. У разных видов зебр окраска различается. Ранее удалось установить, что первоначально эмбрионы зебры имеют темный кожный покров, а белые полосы формируются уже на более поздних стадиях развития плода; таким образом, зебра – это черная лошадь в белую полоску. Но зачем эти полоски вообще формируются, точного ответа не было.

Существует пять наиболее распространенных версий: полосатая окраска может сбивать с толку врагов, отпугивать насекомых, обеспечивать маскировку на местности, охлаждать тело животного и помогать зебрам распознавать друг друга. Проведя масштабное исследование, специалисты Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе смогли доказать «температурную» гипотезу.

Биологи сравнили окраску зебр, обитающих в 16 местах по всей Африке – от Эфиопии до ЮАР, отметив различия. Затем были проанализированы 29 факторов окружающей среды, таких как влажность почвы, осадки, численность обитания насекомых или хищников, и так далее. На основе всех данных была составлена компьютерная модель, показавшая четкую связь температуры и окраски зебр: чем теплее климат, тем зебра «белее», чем холоднее – тем насыщеннее темный цвет полос.

Это вполне объяснимо: черный цвет поглощает и удерживает тепло, тогда как белый его отталкивает. Зебры с помощью своей окраски удачно приспособились к африканской жаре: температура их кожи в среднем на 3°С ниже, чем у других млекопитающих тех же климатических зон. Притом именно чередование цветов, а не равномерный окрас, является оптимальным способом охлаждения кожи: потоки воздуха, попадая на кожу, на стыке черного и белого начинают циркулировать, создавая вентиляцию.

Также известно, что зебры в меньшей степени, чем другие африканские животные, страдают от насекомых (и в пользу этого говорила гипотеза о том, что их отпугивают полоски). Калифорнийские ученые готовы связать и этот факт с температурными свойствами кожи зебр: хотя мухи и любят садиться на горячую поверхность, наличие белых полосок и «воздушной воронки» на стыке черного и белого вполне успешно отгоняет кровососов.