National Geographic №197, февраль 2020
National Geographic Traveler №73, февраль – март 2020
Природа

Как пальмовый вор охотится на птиц: видео

02 ноября 2017
/upload/iblock/779/77995c215a4685998578d7063ac30fa4.jpg
Фото: Coconut Crab Conservation
/upload/iblock/ef3/ef39b23638bc0dd58c685999d42ad4a2.jpg
Фото: Coconut Crab Conservation
В поисках добычи кокосовые раки залезают на деревья, однако интересуют их не только плоды, но и теплокровные животные.
Самым крупным современным членистоногим на планете является пальмовый вор, или кокосовый рак (лат. Birgus latro). Так называется вид десятиногих раков из надсемейства раков-отшельников (Paguroidea). В длину он может достигать 1 метра (включая конечности) и весить 4 кг.

Эти раки распространены на островах Индийского и Тихого океанов, но о них до сих пор известно не так уж много. Американский профессор Марк Лайдр (Mark Laidre) организовал экспедицию к архипелагу Чагос, расположенному примерно в 500 километрах к югу от Мальдив. Здесь группа биологов вела наблюдение за кокосовыми раками.

Однажды им удалось записать на видео сцену охоты: пальмовый вор подкрался к спящей на ветке красноногой олуше (лат. Sula sula) и столкнул ее на землю. Зажав перья в мощных клешнях, он принялся наносить удары ногами, которые оканчиваются острыми хитиновыми когтями.

Схватка продолжалась около 20 минут и закончилась поражением птицы. На запах крови подтянулись другие раки. Разделив тушку олуши, они унесли добычу в свои укрытия.

По результатам экспедиции Лайдр сделал вывод: на тех островах, где водятся кокосовые раки, нет ни одного вида гнездящихся птиц – здесь можно встретить только пернатых, остановившихся на суше для отдыха в пути. И, напротив, даже на соседних островах, имеющих похожую природу и погодные условия, может присутствовать множество видов гнездящихся птиц – но там не будет ни одного пальмового вора. Дело в том, что эти раки не могут дышать под водой и не способны плавать. Они «застряли» на острове, на котором родились. В свою очередь птицы, имея столь опасного врага, легко могут перелететь на ближайший остров и свить гнездо там. Узнайте о жизни необычных раков-отшельников больше.