Журнал №190, июль 2019

12000 лет под землей. Как пещерные львята помогают науке

20 ноября 2015
/upload/iblock/d48/d485c8d4b171b0933f48e65141478c77.jpg
/upload/iblock/619/619a7b44926a0d04e3561144f41d5058.jpg
Изображение пещерных львов в пещере Шове (Франция)
Фото: HTO/Wikipedia
/upload/iblock/5ff/5ff6809fc1e03499d728a37a078795cc.jpg
/upload/iblock/717/717752451628e732fd1abb5bf28a6e36.jpg
/upload/iblock/b44/b446538ec43598b7f53ef1e4c34cd0eb.jpg
Фото: Science.ykt.ru
Летом в Якутии были обнаружены идеально сохранившиеся останки детенышей пещерного льва. Ученые рассказали о неоценимом вкладе в науку, который представляет эта находка.
В Якутске были проведены исследования единственных в мире полностью сохранившихся останков детенышей пещерного льва, и теперь стали известны их первые результаты. Останки были обнаружены в августе 2015 года в Абыйском улусе на берегу реки Уяндина. В честь нее львята получили свои имена: Уян и Дина. В ходе исследований ученые выяснили, что примерный возраст погибших животных составляет две или три недели. Длина их туловищ – около 42 см, лапы уже достаточно крупные, однако у них еще не прорезались молочные зубы. Из биоматериалов пещерных львят выделено четыре штамма перспективных микроорганизмов, которые сейчас находятся на генетической экспертизе. Это делается в рамках задачи по поиску психрофильных бактерий для применения в прикладной экологии. Подобные работы ведутся со всеми ископаемыми останками. Ранее из хобота Оймяконского мамонтенка ученые уже выделили штамм микроорганизма, который можно использовать в создании биопрепаратов для очистки объектов окружающей среды при аварийных разливах нефтепродуктов. Открытие было совершено случайно: после сильного паводка и последующего падения уровня воды произошло естественное обрушение берега. На данном участке вела работы компания «Северный мир», официально занимающаяся сбором бивня мамонта. Ее сотрудники, заметив необычные останки, смогли обеспечить их сохранность до прибытия специалистов.
Представители Академии наук еще по фотографиям определили, что речь идет о пещерных львах. Эти животные известны науке, однако целиком сохранившиеся туши нигде в мире ранее найдены не были. У якутских львят полностью уцелели шерстяной покров, конечности, хвост, уши, глаза и даже усики. До сих пор не установлено, когда они обитали; предположительно – более 12 тысяч лет назад. Наиболее вероятной причиной гибели детенышей является обвал грунта, замуровавший львиное логово. Таким образом, львята оказались в анаэробной среде и сохранились до наших дней. В ближайшее время стартует комплексное изучение львят, которое позволит больше узнать о физиологии и жизни этих животных. Исследования будут включать компьютерную томографию, микробиологические, радиоуглеродные, генно-молекулярные и радиоизотопные анализы. Препарировать планируется только одного львенка, а второй будет храниться в замороженном виде. Из него могут быть отобраны только микроскопические пробы на ДНК. Пещерный лев (Panthera leo spelaea) – вымерший подвид львов, населявший в эпоху плейстоцена Европу и Сибирь. О раскраске шерсти и гриве этих животных ученые сделали выводы благодаря наскальным рисункам каменного века. Скелет взрослого самца пещерного льва, найденный в 1985 году в Германии, имел высоту в холке 1,20 м и длину 2,1 м без учета хвоста. Это соответствует очень крупному современному льву. Несмотря на название, Panthera leo spelaea на протяжении своей жизни навещал пещеры редко. В отличие от пещерной гиены и пещерного медведя, он использовал их как уединенное убежище во время болезни и старости. Здесь же эти животные и умирали. Узнайте о других находках останков пещерных львов на территории России.