Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Как поедающий пластик планктон влияет на экосистему океанов

Дарья Желнина
08 июля 2015
/upload/iblock/7a0/7a0043303cac010fbb751b4fdecb15fe.png
Планктон поедает микроскопические гранулы полистирола.
Фото: New Scientist/Youtube.com
/upload/iblock/a9e/a9e38e6b01d7ab66ac0f8d63c8b32325.jpg
Пластиковым мусором загрязнено более 88% поверхности Мирового океана.
Фото: Steven Guerrisi/flickr.com
/upload/iblock/bd7/bd7be77342f1c9a559e33fc0d38201de.JPG
Морской мусор на пляже в городе Дар-эс-Салам, Танзания.
Фото: en.wikipedia.org
Тонны мусора в водах Мирового океана вклиниваются в пищевую цепочку. Последствия подобной "эволюции" могут нанести непоправимый вред экосистеме.
Мусор находят в пищеварительных трактах черепах, морских птиц, китов и даже планктона, который, в свою очередь, поедают более крупные животные. Впервые удалось заснять, как пластик поглощают копеподы – маленькие рачки. На видео планктон поедает микроскопические гранулы полистирола (из этих гранул изготавливают, например, одноразовую посуду. - прим. National Geographic Россия). Обычно копеподы питаются определенными видами водорослей и, используя химические рецепторы, различают, что им можно есть, а что нельзя. Снятые кадры свидетельствуют о том, что тонны выбрасываемого в моря и океаны мусора оказывают сильное влияние на подводный мир и экосистему океанов. Однако доктор Мэттью Коул (Dr Matthew Cole), ученый из Морской лаборатории в Плимуте, Англия, говорит, что мнение о влиянии так называемого «микропластика» было пересмотрено за последние несколько лет. Согласно его исследованию, опубликованному в журнале Environmnental Science and Technology, было обнаружено как минимум 13 представителей зоопланктона, которые способны переваривать гранулы полистирола разных размеров. К ним относятся, например, крабы и устрицы. Проблема заключается в том, что сокращается потребление зоопланктоном различных водорослей. Зоопланктон, в свою очередь, является важным звеном пищевой цепочки, выступая в качестве источника пищи для моллюсков и фильтровальщиков. Если эти микроскопические животные будут потреблять меньше водорослей, они будут передавать меньше потенциальной энергии на следующий уровень пищевой цепи, т.е. более крупным животным.