Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Как растение-мутант реагирует на опасность: видео

14 сентября 2018
/upload/iblock/12b/12b8dff798c5d823bab51c4f20c87ae5.jpg
Фото: National Geographic
/upload/iblock/c27/c27535b7e3a6c6c3917bdcd04a25fd88.jpg
Фото: National Geographic
Хотите увидеть, как растения реагируют на атаку хищников? Взгляните на эти кадры!
Биологи из Висконсинского университета в Мадисоне (США) изучали реакцию растений на раздражители. Им удалось наглядно показать: в стрессовых ситуациях (например, при повреждении листьев гусеницами) растения начинают вырабатывать глутаминовую кислоту, а вследствие этого резко повышается уровень кальция, который запускает защитные механизмы растения. Интересно, что тот же глутамат служит для передачи нервных сигналов и в организмах животных

Учёные смогли визуализировать клеточные процессы с помощью зелёного флуоресцентного белка, полученного от медузы Aequorea victoria. В лаборатории было выращено растение с интересной мутацией: при повреждении они начинало флуоресцировать (испускать зеленоватое свечение), будучи помещённым под лучи ультрафиолета.

Выяснилось, что сигнал о повреждённых листьях распространяется по остальным частям растения довольно быстро, а выделение глутамата начинается за считанные секунды. Это напоминает процессы, протекающие в организме человека: в момент опасности сердце бьётся быстрее из-за поступления дополнительного кальция, который вызывает усиленное сокращение мышц. У растений нет аналогичных органов – но схожая реакция заставляет задуматься, какую роль играют сигналы мозга для защитных механизмов.

Посмотрите на растения, светящиеся в темноте.