National Geographic №194, ноябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Природа

Как рыбы выбирают партнера для секса

19 мая 2016
/upload/iblock/8a8/8a8800bcc4aa7f28a7d8f43ece13ead3.jpg
Фото: Stuart Hay, ANU
/upload/iblock/216/21603baccdae3421000fe32ffaab7c9c.jpg
Фото: Nozo/Wikipedia
/upload/iblock/760/760e3cb00c62513c4cd5bac3fcdb4cbd.jpg
Фото: Hunter Desportes/Wikipedia
Изучая брачное поведение рыбок, ученые из Австралийского национального университета обнаружили, что размер гениталий при выборе партнера не имеет значения.
Австралийские биологи на протяжении нескольких лет исследуют механизмы спаривания у рыбок. Для опытов были выбраны хольбрукские гамбузии (Gambusia holbrooki) – вид живородящих лучеперых рыб семейства пецилиевых. Они распространены в водоемах Австралии; их также нередко содержат в домашних условиях. Первые эксперименты проводились в 2009 году; с их результатами можно познакомиться в журнале Biology Letters, пишет The Sydney Morning Herald. В природе у этих рыб, имеющих размер от 16 до 24 мм, на половой орган приходится 30% от длины тела. В рамках поставленной задачи ученые хирургическим способом уменьшали гениталии у самцов гамбузии на 1-25%. Биологи подчеркивают, что на жизни и здоровье рыб это не отразилось. Затем самцов подсаживали к самкам. Оказалось, что при встрече с крупной особью самки выберут партнера с более крупными гениталиями. Однако для гамбузий, имеющих средние показатели по размеру тела, размер половых органов оказывался не важен: самки отдавали им предпочтение в любом случае. Итоги экспериментов не прояснили цель исследования, и оно было продолжено. Новая работа, которая также проводилась на примере хольбрукских гамбузий, подтвердила вывод о том, что размер гениталий не имеет значения. На этот раз детородный орган 173 самцов был изменен в сторону увеличения методом редактирования генома, но 165 участниц эксперимента не оценили нововведение. Ученым так и не удалось установить, какими критериями самки рыбок руководствуются при выборе парнтера; выяснилось лишь, что одинаковые шансы на спаривание получили все самцы. Не было обнаружено и никакой связи между размерами гениталий и успешности оплодотворения. Узнайте об интеллектуальных способностях аквариумных рыбок.