Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Природа

Как сделать шмелей счастливыми: видео

19 апреля 2020
/upload/iblock/ed6/ed6f266f3fb3eadbb31f2e7f3c910de6.jpg
Фото: Alvesgaspar/Wikipedia
/upload/iblock/2fc/2fcd74af76c60d7147a4e589f4e551f6.jpg
Фото: Sffubs/Wikipedia
/upload/iblock/571/571018471a587fc49805a7c492309c0e.jpg
Фото: Tony Wills/Wikipedia
Наличие эмоций характерно не только для людей, но и для животных. Насекомых в качестве объекта, испытывающего перепады настроения, обычно не рассматривают, но британские ученые доказали ошибочность этого исключения.

Исследование проводили энтомологи из лондонского Университета Королевы Марии; его результаты опубликованы в журнале Science.

Ученые рассматривали связь эмоций и изменения поведения. Известно, что счастливый человек даже в сложных ситуациях сохраняет оптимизм, а новых людей воспринимает дружелюбно и не ждет подвоха. Временный подъем настроения могут дать шоколад, бананы, орехи и другие продукты, вырабатывающие один из «гормонов счастья» дофамин. Чтобы узнать, способны ли насекомые ощущать эмоции, энтомологи провели серию экспериментов.

На первом этапе они обеспечили 24 шмелям доступ к цилиндрам с чистой или с подслащенной водой. В каждом случае цилиндр имел свой цвет, и насекомые быстро поняли, к какому из них следует лететь за сладкой, а к какому — за простой водой. После этого емкости закрыли, а между ними поместили цилиндр, окрашенный в промежуточный цвет — чтобы «сбить шмелей с толку». Половине участников эксперимента дали воду с сильной концентрацией сахара, а затем всех шмелей выпустили к цилиндрам.

Насекомые с «сахарным допингом» продемонстрировали оптимизм: они забрались в промежуточный контейнер быстрее, как если бы они точно знали, что внутри их ждет лакомство. Кроме того, ученые установили, что сладости помогают шмелям быстрее избавиться от последствий стресса. В лабораторных условиях было сымитировано нападение естественного врага: 35 шмелей слегка сжимали специальным устройством, по аналогии с захватом пауков-бокоходов (Thomisidae). Шмели, получившие сахар, в четыре раза быстрее избавлялись от «врага» и возвращались к кормушке.

Исследователи подчеркивают, что полученные результаты говорят именно об ощущении счастья, а не о приливе энергии: на третьем этапе эксперимента шмелям давали препарат, блокирующий выработку дофамина, и разницы в их поведении отмечено не было. Таким образом, дофамин заряжает хорошим настроением и мотивирует совершать достижения не только людей, но и представителей семейства пчел.

Если вам нравятся шмели (а кому они не нравятся, чего уж там), то вот здесь мы писали про то, как они покоряют горные вершины.

Зачем женщина носит на себе пчел