Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Природа

Как сделать шмелей счастливыми: видео

30 сентября 2016
/upload/iblock/ed6/ed6f266f3fb3eadbb31f2e7f3c910de6.jpg
Фото: Alvesgaspar/Wikipedia
/upload/iblock/2fc/2fcd74af76c60d7147a4e589f4e551f6.jpg
Фото: Sffubs/Wikipedia
/upload/iblock/571/571018471a587fc49805a7c492309c0e.jpg
Фото: Tony Wills/Wikipedia
Наличие эмоций характерно не только для людей, но и для животных. Насекомых в качестве объекта, испытывающего перепады настроения, обычно не рассматривают, но британские ученые доказали ошибочность этого исключения.
Исследование проводили энтомологи из лондонского Университета Королевы Марии; его результаты опубликованы в журнале Science. Ученые рассматривали связь эмоций и изменения поведения. Известно, что счастливый человек даже в сложных ситуациях сохраняет оптимизм, а новых людей воспринимает дружелюбно и не ждет подвоха. Временный подъем настроения могут дать шоколад, бананы, орехи и другие продукты, вырабатывающие один из «гормонов счастья» дофамин. Чтобы узнать, способны ли насекомые ощущать эмоции, энтомологи провели серию экспериментов. На первом этапе они обеспечили 24 шмелям доступ к цилиндрам с чистой или с подслащенной водой. В каждом случае цилиндр имел свой цвет, и насекомые быстро поняли, к какому из них следует лететь за сладкой, а к какому – за простой водой. После этого емкости закрыли, а между ними поместили цилиндр, окрашенный в промежуточный цвет - чтобы "сбить шмелей с толку". Половине участников эксперимента дали воду с сильной концентрацией сахара, а затем всех шмелей выпустили к цилиндрам. Насекомые с «сахарным допингом» продемонстрировали оптимизм: они забрались в промежуточный контейнер быстрее, как если бы они точно знали, что внутри их ждет лакомство. Кроме того, ученые установили, что сладости помогают шмелям быстрее избавиться от последствий стресса. В лабораторных условиях было сымитировано нападение естественного врага: 35 шмелей слегка сжимали специальным устройством, по аналогии с захватом пауков-бокоходов (Thomisidae). Шмели, получившие сахар, в четыре раза быстрее избавлялись от «врага» и возвращались к кормушке. Исследователи подчеркивают, что полученные результаты говорят именно об ощущении счастья, а не о приливе энергии: на третьем этапе эксперимента шмелям давали препарат, блокирующий выработку дофамина, и разницы в их поведении отмечено не было. Таким образом, дофамин заряжает хорошим настроением и мотивирует совершать достижения не только людей, но и представителей семейства пчел. Узнайте о том, как шмели покоряют горные вершины.