Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Природа

Как серый кит поставил ученых в тупик

17 апреля 2015
/upload/iblock/bbc/bbcc746136ab1663b2f0ee94ba8e948f.jpg
Фото: Flickr/Charlie Stinchcomb.
/upload/iblock/e3a/e3ab63767fffb7fe85ecfd72b1e063b3.jpg
Фото: Flickr/ryan harvey.
/upload/iblock/8d5/8d53b0db67c3c125a4aefa02463128b8.jpg
Самка серого кита Варвара установила новый рекорд по дальности миграции китов: предыдущий принадлежит горбатому киту, проделавшему 8 200 километров.
Фото: Flickr/Eric Neitzel.
Самка серого кита под наблюдением ученых переплыла Тихий океан, поставив рекорд дальности маршрута и серьезно изменив научные представления об этих морских млекопитающих.
Исследованием миграционных путей китов занималась международная группа, включающая ученых из России и США. В акватории острова Сахалин семерых серых китов из западной популяции снабдили датчиками GPS, чтобы отслеживать их маршруты. Все киты проделали разный путь; лишь три особи из контрольной группы совершили путешествие к берегам Северной Америки, и лишь одна из них – самка по кличке Варвара – не только проплыла рекордное количество километров, но и посетила места, где размножаются серые киты из восточной популяции. Путешествие Варвары к берегам мексиканского штата Нижняя Калифорния и обратно заняло 172 дня; за это время она, как это и принято у китов в период миграции, практически ничего не ела. Животное проплыло 10 880 километров в одну сторону, и 22 511 километр в оба конца. Тем самым был поставлен новый рекорд по дальности миграции китов: предыдущий, занесенный в книгу рекордов Гиннеса, принадлежит горбатому киту, проделавшему 8 200 километров. Но главным результатом научной работы, опубликованной в журнале Biology Letters, все же стали не впечатляющие цифры, а маршрут миграции. Исследователи предполагали, что киты поплывут к Южно-Китайскому морю. Однако Варвара пересекла Берингово море, залив Аляска и уверенно направилась вдоль всего побережья американского континента к северной части Мексики. По словам ученых, объяснить это можно только тем, что животное родилось именно в тех водах: в период нагула самки серых китов отправляются в места собственного рождения. Этот вывод ставит ряд новых вопросов в исследовании серых китов. Во первых, знания о траектории движения серых китов теперь будут пересмотрены, а, во-вторых, установлена связь китов восточной популяции с китами западной популяции. Ранее считалось, что они существуют в изоляции и не смешиваются, но теперь нельзя исключать, что западные серые киты – всего лишь мигрировавшие «восточные особи», то есть один генетический вид. Изучение этих вопросов будет продолжено. Смотрите наши статьи о серых китах Охотского моря, которые могут пострадать из-за деятельности нефтяников, а также о том, как частые извержения вулканов на Камчатке сказываются на численности серых китов.