Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Природа

Как слоны оплакивают умерших: видео

01 сентября 2016
/upload/iblock/6de/6de1b9ed892b1c344fd8509acf935167.jpg
Фото: Laurent de Walick/Flickr.com
/upload/iblock/ff3/ff340b533527e051fb0833b14b8c6b5e.jpg
Фото: Chris Makarsky/Flickr.com
/upload/iblock/9dc/9dc303b562f3416e6420292d7d98f0c8.jpg
Фото: Jon Mountjoy/Flickr.com
Слоны способны устанавливать тесные родственные связи и выражать множество эмоций; они даже имеют свой похоронный ритуал. Сцена прощания с пожилой скончавшейся слонихой снята на видео.
В отличие от многих других животных, слоны эмоционально реагируют на смерть сородича. Но их «похоронные ритуалы» ученым не понятны, и они остаются объектом исследования. Известны случаи, когда слоны разбрасывают кости умершего члена группы, или же заносят ногу над его мертвым телом, или же окружают его траурным «караулом» и долго не покидают место гибели. В одном из заповедников слоны на протяжении недели толкали тушу скончавшейся слонихи в другое место. Они также проявляют сострадание, когда находят мертвое тело постороннего слона, умершего ранее. У ученых нет сомнений в том, что слоны осознают явление смерти и испытывают по этому поводу целую гамму чувств, но моделей поведения слишком много, чтобы привести их к общему знаменателю. Ученые из Университета штата Колорадо представили редкое видео, на котором группа слонов из Национального заповедника Самбуру в Кении прощается с главой группы – пожилой слонихой по кличке Виктория. Биологи поясняют, что в дикой природе слоны крайне редко умирают от старости: в большинстве случаев жизнь этих животных прерывается по вине браконьеров. Виктории, родившейся в 1958 году, повезло прожить долгую и счастливую жизнь. На протяжении многих лет она возглавляла большую группу слонов, обитающих в заповеднике. Этот семейный клан ученые условно назвали «Королевской семьей», и каждый ее член был назван в честь той или иной царственной особы из истории человечества. После смерти Виктории главой группы стала следующая по возрасту слониха – ее сестра Клеопатра. Виктория скончалась в июне 2013 года, и ее тело довольно быстро растерзали хищники. Но сородичи – притом не только из ее семьи, но и из двух других - подходили к останкам, отдавая дань уважения. А юные особи обнюхивали кости: возможно, таким образом слоны знакомятся с явлением смерти. Узнайте о других животных, оплакивающих своих умерших.