National Geographic №194, ноябрь 2019

Наталья Иншакова
20 апреля 2015
/upload/iblock/de7/de71454b45b60846e9500e6f446c997f.JPG
Фото: Flickr/Magnus Brath.
Немецкие овчарки практически безошибочно определяют больных раком простаты.
Известно, что служебные поисковые собаки обладают феноменальным чутьем: они могут с легкостью находить по запаху бомбы, наркотики, и даже нелегальные электронные приборы у тюремных заключенных. Новый эксперимент, проведенный учеными из исследовательского центра Humanitas в Милане, доказывает, что собаки могут распознавать больных раком. Ученые отобрали двух немецких овчарок, служебных собак высочайшего класса, и натренировали их на запах мочи, содержащей вещества-маркеры рака простаты. Затем собак протестировали, предложив им образцы мочи 362 человек с опухолью и 540 здоровых. Первая собака опознала 100% «раковых» анализов и ошибочно признала положительными еще семь. Вторая овчарка правильно определила 98,6% образцов с маркерами рака и выдала 13 ложноположительных результатов. Это не первый случай, когда собака распознает содержание опухолевых маркеров в моче. Недавно американские ученые из Арканзасского медицинского университета научили овчарку определять рак щитовидной железы с 88% точностью. Это открытие впечатляет, но в ближайшем будущем собаки вряд ли будут обследовать потенциальных онкобольных. Ученым необходимо выяснить, запах каких именно химических соединений чувствуют овчарки, а главное, в какой концентрации. Если выяснится, что овчарки способны чувствовать рак уже на начальной стадии, когда он еще не проявляется в анализах, этот необычный метод диагностики сможет получить право на существование. Читайте другие статьи об удивительных собаках: благодаря чему они понимают человеческую речь и что роднит их с людьми.