Журнал №190, июль 2019

/upload/iblock/928/928d71697609c3ee3885dbf725d240d4.jpg
Фото: Dr. Nasser Halaweh/Flickr.com
/upload/iblock/f75/f75e4d06aed91dda53aaae192c863d8b.jpg
Фото: Cloudtail the Snow Leopard / Flickr.com
Генетический тест спасает редких ящериц.

Шипы и чешуя этой ящерицы отпугивают змей, мангустов и сурикатов. Smaug giganteus, также известный как гигантский поясохвост, – эндемик южноафриканского плато Хайвелд. Поясохвосты живородящие, они достигают полового созревания в пять лет, каждые два-три года рожают детенышей, растят их в норе, которую копают сами. Подобное гнездование примечательно для ящерицы, и в неволе разводить ее невозможно.

Smaug giganteus достигают 45 сантиметров в длину и являются крупнейшими представителями своего вида. Это единственная ящерица семейства поясохвостов, которая выкапывает, помечает и защищает свою нору.
Южноафриканский герпетолог Шиван Паруснат наблюдал за колониями гигантского поясохвоста и собрал образцы тканей, чтобы сделать генетический тест и определить наследственность. Ученый обнаружил, что за сорок лет, прошедших с последнего такого исследования, треть популяции исчезла – из-за утраты среды обитания и браконьерства. С 1985-го по 2014 год 1200 пойманных в природе поясохвостов были экспортированы в 15 стран на трех континентах.

ЮАР запретила экспорт ящериц еще в 1990 году, но браконьеры использовали торговцев питомцами, которые продавали диких поясохвостов под видом «выведенных в неволе».

В 2015 году в ЮАР стали использовать тест Шивана. «В Африке это первый случай, когда генетические маркеры используются для расследования дела о нелегальной торговле рептилиями», – говорит Шиван Паруснат. С тех пор не было подписано ни одного разрешения на экспорт.

Другие интересные материалы от National Geographic Россия и National Geographic Traveler можно также читать в нашем канале в «Яндекс-Дзене» – присоединяйтесь!